Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Характеристика и особенности колядки как жанра

  • Статья
  • Еще по теме

Колядка — 1) один из «средних» фольклорных жанров, стихи, исполняющиеся в Коляду, языческий славянский праздник зимнего солнцеворота, после принятия христианства на Руси слившийся со святками; 2) в узком смысле - народное название рождественских песен, духовных стихов, приуроченных к Рождеству. Такие колядки были распространены в России. Характерен постоянный припев в таких произведениях: «Подуй же, подуй, Господи, с Духом Святым».

Колядки - песни с изложением мифологических и христианских сюжетов, с призывами к Солнцу и к Новому году (начало нового годового солнечного цикла, обещающего урожай; недаром среди них важна поговорка, обращённая к Солнцу: «В гору катись, с весной воротись»), с пожеланиями благополучия дому, прославлением Бога и хозяев дома, с просьбами о подарках, в основном съестных. Собственно, колядки являются частью театрализованного представления, в котором участники «рядятся» (с использованием звериных шкур, рогов, масок) домашними и лесными животными (медведь, конь, коза, корова, журавль, свинья). Главной «героиней» действа является коза («коза-дереза»), которую встречают, как божество Коляду, и которая, по-видимому, является знаком священного мифологического животного или существа, возможно, имеющего некоторое сходство с древнегреческими козлоногими божествами плодородия. Ведущий - «брат» Коляды Овсень. Непременной частью действа являются сжигания чучела Коляды и пиршество, которое служит последним «актом» всего действа.

Часто в колядках присутствовали «вставные» повествования о сотворении мира. Творящими мир существами часто выступали птицы, например голуби (два или три). Это подчеркивает мифологическую подоплёку таких произведений. Нередки и отсылки к Мировому Древу, растущему через все уровни мироздания. Порой птицы, сидящие по обе стороны Древа, могут быть истолкованы как Солнце и Луна. В христианской традиции птицы заменяются ангелами. Присутствуют и сюжеты, рассказывающие о том, как творили мир Господь Бог вместе с апостолом Петром.

Колядки - частный случай народного стиха. В них используются такие приёмы, как повторы отдельных слов, устойчивых словосочетаний (в том числе - эпитет и существительное), синтаксических конструкций и других. Это объясняется тем, что в тексте таких произведений много следов влияний других фольклорных жанров (былин, исторических песен, сказок, заговоров, загадок, обрядовых песен). Композиция колядки стабильна: сначала колядующие описывают, как искали двор, в который шли, затем следует описание самого двора (весь он из «злата-серебра»; это должно обеспечить действительное благополучие), потом требуют вознаграждения, причём в этой части непременны угрозы, также имеющие ритуальный смысл («Не дадите пирога, Мы корову за рога»), - кормить колядуюших означало приносить жертву богу Солнца.

Колядки были распространены в Украине (в значительно большей степени, чем в России), Белоруссии и других славянских странах.

Среди русских учёных, изучавших эти произведения, — А. Н. Афанасьев. О. Ф Миллер. А. А. Потебня, А. Н. Веселовский (последнего колядки интересовали именно с точки зрения теории русского духовного стиха).

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (21.11.2016)
Просмотров: 2912 | Теги: колядка, Колядки