Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 1011-1020
Страницы: « 1 2 ... 100 101 102 103 104 ... 116 117 »

Тема «Пушкин и Гете» многократно привлекала внимание историков литературы в России и за рубежом. Но, как нам представляется, разработка ее не вполне раскрывает родства духовного облика и творческих устремлений двух величайших поэтов нового времени, ставших в глазах последующих поколений наиболее полными духовными выразителями жизни и культуры своих народов.


Для следующего после создания «Руслана и Людмилы» периода в формировании Пушкина важнейшее значение имеют его южные поэмы. Уже в первой из них, обращаясь к традиционной для романтической поэмы 1810-1820-х годов теме контрастного поэтического изображения двух разных культурно-исторических стихий — "Востока" и «Запада», Пушкин глубоко новаторски подходит к ее освещению.


О «Руслане и Людмиле» существует большая научная литература. В ней детально освещен вопрос об отношении первой поэмы Пушкина и к рыцарским поэмам Ариосто и других поэтов эпохи Возрождения, и к опытам русской богатырско-сказочной поэмы и оперы конца XVIII — начала XIX века, в том числе богатырско-сказочным поэмам Радищева и Карамзина.


Становление личности Пушкина происходило в период подведения в России итогов Французской революции XVIII века, войны 1812 года и последовавших за нею острых споров дворянской интеллигенции о дальнейших путях России и Европы. Поступив в 1811 году в Царскосельский лицей, Пушкин очень скоро выдвигается здесь в число первых лицейских поэтов, а затем становится их бесспорным лидером.


Подобно любому из нас, Пушкин прошел долгий путь духовного и нравственного становления — и все этапы этого пути отражены в его поэзии с поразительной красотой и художественной мощью. В лицейские годы, в "Воспоминаниях о Царском Селе" (1814) он возвращается душой к веку Екатерины II, воздвигая памятник своему предшественнику Державину.


Элегия «Безумных лет угасшее веселье...» — медитация поэта, монолог, начальные слова которого обращены к самому себе («Мне тяжело»). Но смысл их в дальнейшем бесконечно расширяется, превращая стихотворение из поэтической исповеди в своеобразное завещание, обращенное не только к друзьям, но шире — к современникам и потомкам.


История создания, замысел и жанр. В умах и сердцах современников "Мертвые души" оставили больше вопросов, нежели дали на них ответов. Читающая Россия ждала продолжения. Однако Гоголь не спешит, он будто специально останавливается и заставляет читателей вновь и вновь задуматься, но не о будущем. Именно заботами о настоящем продиктованы "Выбранные места из переписки с друзьями".


В мае 1842 года в книжных лавках обеих столиц появилось новое произведение Гоголя. Попробуем разобраться, каков же замысел поэмы "Мертвые души". Обложка книги была чрезвычайно затейлива, разглядывая ее, читатели и не знали, что выполнена она была по эскизу самого автора. Рисунок, помещенный на обложке, очевидно, был важен для Гоголя, так как повторился и во втором прижизненном издании поэмы в 1846 году.


Написанная в один год с "Ревизором", "шутка" Гоголя, а именно так назвал повесть «Нос» А. С. Пушкин, печатая ее в «Современнике», оказалась настоящей загадкой для исследователей. И как бы ни призывал один из известнейших критиков XIX века Аполлон Григорьев отказаться от ее толкования, пройти мимо этого «искушения» исследователям не удалось.


В этой статье проанализируем взаимоотношения Печорина с другими персонажами. А именно: с Максим Максимычем, Мери и Бэлой.


1-10 11-20 ... 991-1000 1001-1010 1011-1020 1021-1030 1031-1040 ... 1151-1160 1161-1170