Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Моление" Д. Заточника

«Моление» Даниила Заточника: краткое содержание произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Даниил Заточник жил и творил несколькими веками раньше Ермолая-Еразма. Как считают ученые, «Моление» было написано в XII или XIII веке. В том, что литературное произведение датируется учеными по-разному, для Древней Руси нет ничего удивительного. Многие памятники древнерусской литературы имеют приблизительную датировку, так как не сохранилось ни точных указаний на время их написания, ни сведений об их авторах. О Данииле известно очень мало, только то, что он сам рассказал о себе в «Молении». Попытаемся, внимательно вчитываясь в текст «Моления», представить себе его автора и историю его жизни.

Даниил молод, но умен. «Юн возраст имею, а стар смысл во мне»,— говорит он о себе. По-видимому, Даниил был одним из приближенных князя и пользовался его доверием и дружеским расположением. Но сейчас он — «заточник», он попал в немилость, опалу. Можно предположить, что недовольство князя вызвала «буесть» Даниила, то есть дерзость, непокорность, независимость. Сам Даниил замечает: «И рассыпася живот мой... буестию».

И вот теперь Даниил Заточник, некогда любимый князем, стал нищим. «И покрыла меня нищета, как красное море фараона»,— говорит он, используя библейское сравнение, чтобы показать и неожиданность несчастья, и его серьезность. Итак, Даниил — нищий, гонимый, всеми обижаемый.

Рассказывая о своей несчастной жизни, он сравнивает себя с чахлой травой, которая растет под стеною. На нее и солнце не светит, и «дождь не дождит», с деревом, растущим у дороги, у которого все обрубают ветки и кидают в огонь. Нигде нет ему счастья, везде — горе лютое, плач горький. Свое нынешнее положение и настроение Даниил описывает с невеселой иронией.

Спасаясь «от лица бедности», он обращается к князю за помощью, надеется на его сочувствие, участие. «Моление» Даниила Заточника, краткое содержание которого вы читаете, — это послание князю. В нем Даниил не только просит о помощи, о защите, но и размышляет, дает советы.

Над чем же размышляет Даниил и что советует князю? Нищета, бедность, изгнание открыли ему несправедливость устройства мира, несовершенство человеческих отношений. Человека в этом мире ценят за его богатство, а не за его душевные качества. Даниил делает горький вывод: «Не верь другу, не надейся на брата». Даже друзья и близкие отворачиваются от бедного, а богатому все льстят, перед ним все заискивают. Несчастья стали тяжелой школой жизни для Даниила, он многое увидел по-другому, многое смог понять: «Человек в напасти обретает ум зрелый».

По мнению Даниила, ум — самое главное достоинство в человеке. О человеческой глупости и глупцах Даниил пишет очень язвительно: «Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь». Ни богатство, ни благородное происхождение не делают человека умнее. Даниил советует князю выбирать себе советчиков не по одежде и богатству, а по уму. Автор «Моления» считает, что именно он может быть добрым советчиком князю, и князь, отдаляя Даниила от себя, многое теряет. Силу и славу князю приносит не золото, а умные слуги и храбрые воины. Предлагая себя в советчики князю, Даниил надеется на его щедрость и полагает, что князь должен заплатить и за его ум, и за его советы, и за его службу. По мнению Даниила, щедрость — одно из главных достоинств князя. Он взывает к нему: «Да не будет сжата рука твоя на подаяние бедным!»

Конечно, можно и другим образом избавиться от нищеты и бедности. Например, украсть. Но Даниил честен и красть не может: «Если бы украсть умел, то не жаловался бы князю». Еще один вариант — выгодная женитьба. Мы и раньше замечали озорной тон в словах Даниила, его остроумие, особенно когда он говорил о глупости и глупцах. Веселое острословие, умение увидеть смешное и некрасивое в человеке особенно проявляется в рассуждениях Даниила о «злообразной» жене. В язвительных сравнениях и характеристиках, комических сценках Даниил Заточник изображает те женские черты, которые больше всего вызывают осуждение,— заносчивость, злословие, плутовство, распущенность. Жена, которая «ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает»,— поистине горе лютое и разорение мужу, а не спасение.

Несмотря на нужду и изгнание, Даниил не падает духом. В его «Молении» нет безысходности, отчаяния, оно написано человеком, который знает себе цену и не роняет своего достоинства. Он обращается к князю с просьбой о помощи, но не унижается, не заискивает. Он, гонимый и нищий, осмеливается указывать князю на ошибки и давать советы! Даниил и хвалит князя, но похвала часто переходит в упрек.

Наблюдая за сильными мира сего — князьями, вельможами, княжескими тиунами (слугами), богатыми, размышляя о своей судьбе, Даниил осознает несправедливость отношений между людьми. Он знает, что истинным сокровищем обладают такие, как он. Одни в этой жизни собирали богатство, а он знания. Как пчела с разных цветов по капле собирает нектар, так и он из разных книг собирал «сладость» слов и смысл их. Даниил Заточник в «Молении» не преувеличивает своей начитанности. Ученые установили источники его мудрых изречений, сравнений, образов. Книг, из которых Даниил черпал знания о жизни и людях, много, но чаще всего он обращается к Библии. Поражает не только начитанность автора «Моления», но и его художественное мастерство. Словесная форма «Моления» доведена до совершенства. Даниил выражает мысль сжато, лаконично, в образном сравнении — мысль превращается в афоризм. Его «Моление» — это как бы сборник афоризмов на разные темы.

Блестящий ум, смелость Даниила восхищали древнерусских книжников. «Моление» Даниила Заточника, краткое содержание которого мы только что изложили, переписывали не равнодушно, не просто копировали текст, его дополняли, изменяли. Вопросы, которые затрагивал Даниил в «Молении», волновали и вызывали желание высказаться. У кого-то из книжников находила отклик тема социальной несправедливости, и они писали о засилье богатых, о жестокости и жадности княжеских слуг, о нищете и бедности, о том, каким должен быть князь. Другие продолжали иронические мысли Даниила о «злообразной» жене. И почти всех книжников не оставила равнодушной тема человеческого ума и глупости.

Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997

🔍 смотри также:
Понравился материал?
37
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 14136