Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

"Житие..." Сергия Радонежского Епифания Премудрого: анализ произведения

  • Статья
  • Еще по теме

С точки зрения истории культуры в Западной Европе к XIV—XV векам заканчивается эпоха Средневековья, уступая место эпохе Возрождения. Переходное время между двумя эпохами часто называют Предвозрождением. Перемены охватывают все сферы культурной жизни, в особенности изобразительное искусство и литературу. Для этого времени характерно особое внимание к внутренней жизни человека, его чувствам. В древнерусской литературе тоже происходят изменения формируется новый стиль — эмоционально-экспрессивный, позволяющий с большой полнотой показать человеческие эмоции. Авторы житийной литературы начали использовать этот стиль, чтобы передать своё восхищение подвигами святых, глубже изобразить переживания, чувства героев. Вот, например, как Епифаний Премудрый выражает своё личное отношение к старцу Сергию в начале «Жития...»: «Удивляюсь, прошло столько лет, и житие его не написано; очень сожалел я, как о таком старце, пречудном и предобром, умершем 26 лет назад, никто не решился написать, ни дальние, ни ближние, ни большие, ни меньшие: большие не желали, а меньшие не смели».

Для придания выразительности повествованию Епифаний Премудрый использует приём «плетения словес». Этот приём заключается в том, что автор использует в своей речи большое количество эпитетов, метафор, синонимов, длинный ряд однокоренных слов и тем самым создаёт яркий, эмоциональный язык жития.

Следуя канону житийной литературы, Епифаний Премудрый повествует о наиболее важных эпизодах жизни и подвигах Сергия. Основными структурными элементами жития были вступление, рассказ о благочестивых родителях героя, знамение о рождении чудесного младенца, который в будущем станет святым, описание его детства, уход в «пустынь», или в монастырь, подвиги подвижнической жизни, благочестивая смерть, посмертные чудеса и заключительная похвала. Все эти элементы содержания жития отразились в повествовании о преподобном Сергии.

Произведение Епифания Премудрого посвящено основателю Троице-Сергиева монастыря. Житие построено таким образом, что оно отражает дух Святой Троицы: его структура, построение фраз, словесные повторы пронизаны числом «три». И отдельные эпизоды жизни святого также состоят из трёх частей. Так, провозглашение святости ребёнка в утробе матери звучит троекратно. Этот прием троекратности какого-либо действия применялся в дальнейшем в русской литературе, например в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Житие...» Сергия Радонежского Епифания Премудрого является важнейшим памятником древнерусской литературы. В нём писатель-агиограф описал жизнь святого Сергия, изобразил процесс формирования монашества Северной Руси, отразил историческую эпоху XIV века в русской жизни и борьбу народа против монголо-татарского владычества. «Житие...» Сергия Радонежского представляет собой размышление о Святой Троице, подобно тому как это нашло отражение в живописном произведении великого современника Епифания Премудрого — Андрея Рублёва.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:
Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6718