Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Жанр исторической песни: особенности и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

В XIII в. на смену былинам приходит новый героико-эпический жанр — историческая песня. В отечественной фольклористике это, пожалуй, единственный термин, не восходящий к народному словотворчеству, а появившийся как чисто научное определение. Вместе с тем его введение в оборот не было случайным. Исследователи стремились подчеркнуть, что в молодом жанре получил реализацию иной принцип воспроизведения истории. От типических коллизий и идеальных героев, характерных для былинного эпоса, поэтическое мышление перешло к конкретно-историческому отражению действительности. Данная тенденция начала проявляться в период борьбы с монголо-татарами.

Ранние образцы представлены песнями об Авдотье Рязаночке (XIII в.) и Щелкане Дюдентьевиче (XIV в.). Первый сюжет связан с разорением Рязани Батыем, однако сама Авдотья Рязаночка — персонаж вымышленный, восходящий к традиционным образам мудрых жен. То же можно сказать о ситуации в целом. Героиня проявляет мужество и терпение, решившись вернуть из полона жителей родного города. Придя во вражескую землю, она удивляет «короля» своей мудростью. Выбирая среди близких «головушку, которой боле век не нажить буде», Авдотья останавливается на брате.

Я замуж выйду — да мужа наживу.

Да у мня буде свекор — стану звать батюшко,

Да ли буде свекровка — стану звать матушкой...

А не нажить-то мне той буде головушки —

Да милого-то братца любимого.

Пораженный «король» разрешает ей увести весь «полон».

Песня о Щелкане более поздняя, отражает иной уровень художественного мышления. Историческая ситуация здесь представлена не единичным фактом, а составляет основу развития сюжета. Центральный персонаж — Щелкан (летописный Шевкал) — это исторический Чол-хан, убитый в 1327 г. во время тверского восстания.

XIII—XV вв. — период художественного самоопределения жанра исторической песни. С XVI в. создание новых образцов становится непрерывным процессом. Значительное число сюжетов группируется вокруг имени Ивана Грозного. Несмотря на заметное влияние поэтики и стилистики былин, это принципиально иные произведения, которые уже выработали собственные эстетические принципы и образовали свой набор «общих мест». Такова, в частности, песня о взятии Казани путем подкопа и взрыва крепостной стены. В дальнейшем этот эпизод будет использоваться в других произведениях, например в одной из песен о взятии Орешка Петром Первым. На самом деле крепость пала после многодневного пушечного обстрела. Появление реалистических картин, описывающих применение огнестрельного оружия, полностью изменило поэтический стиль песен нового времени, окончательно выделив их из былинного эпоса.

Исторические песни группировались вокруг реальных исторических лиц. Самые крупные циклы посвящены таким правителям, как Иван Грозный и Петр Первый, а также предводителям народных восстаний — Степану Разину и Емельяну Пугачеву. Постепенно ведущей становится военно-героическая тематика. Особое место в устном творчестве заняло движение землепроходцев за Урал «встречь солнца». Первые произведения связаны с походом Ермака — покорителя Сибири. Превращение России в евразийскую державу не сразу нашло художественный отклик, но со временем Ермак, наряду с Разиным, стал одним из популярнейших героев фольклора и литературы. Закрепление русских людей на дальневосточных рубежах легло в основу сюжета о защите Кумарского острога от маньчжуро-китайской армии («Во сибирской во украйне, во даурской стороне»). Песня посвящена событиям 1655 г. Изложение фактов исторически достоверно и в то же время соответствует канонам жанра:

Три пушечки гунули,

А ружьем вдруг грянули,

А прибили они, казаки,

Тое силы богдойские,

Тое силы богдойские,

Будто мушки ильинские...

Впервые текст был опубликован в сборнике Кирши Данилова 1818 г. Несмотря на обилие конкретных деталей, эта историческая песня носит обобщенный характер. Ее героика вполне соответствует традиции, сложившейся в жанре исторической песни к XVII в. Именно в тот период были сложены песни о Минине и Пожарском, о М.В. Скопине-Шуйском — победителе Лжедмитрия II, о походе казаков под Азов. Оборона Кумарского острога также показана как событие общенационального значения. В этих песнях нашел отражение процесс централизации государства, сложения русской нации. Лучшие образцы исторических песен могут служить прекрасным художественным комментарием к курсу отечественной истории.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13180