Василий Патрикеев (Вассиан Косой): биография и труды
Вассиан (Косой) (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок.1470 — ум. после 1531) — монах, публицист. Состоял в родстве с великими князьями и знатнейшим московским боярством. Вместе со своим отцом князем Иваном Юрьевичем князь Василий Патрикеев принимал активное участие в политической жизни 90-х годов XV в. С 1495 г.— боярин, в 1495—1499 гг. — в земельном суде. В 1499 году князь Ряполовский, зять князя Василия, был обезглавлен, а отец и сын Патрикеевы насильственно пострижены в монахи (видимо, как сторонники внука Ивана III Дмитрия). Инок Кирилло-Белозерского монастыря Вассиан Косой стал учеником старца Нила Сорского, адресующего опальному боярину свое послание «о помыслах». С вокняжением Василия III (1504), троюродного брата Вассиана, он из Кириллова переведен в статичный Симонов монастырь (около 1509). Постепенно Вассиан Косой приобрел вес при дворе, когда в митрополиты был возведен архимандрит Симонова монастыря Варлаам (1511), ему доверили составление новой Кормчей. Сам великий князь сочувствовал его «нестяжательству» (по словам книгописца Михаила Медоварцева, «великой и временной человек у великого князя ближний»). Он резко критиковал писания Иосифа Волоцкого (материалы собора 1503 г., трактат «Яко не подобает святым божиим церквам и монастырем обиды творити», «Устав», «Просветитель»), на властного же волоколамского настоятеля был наложен запрет отвечать язвительному оппоненту. Но «иосифлянин» Даниил, который в 1522 г. сменил Варлаама на митрополичьей кафедре, добился осуждения Вассиана Косого на церковном соборе 1531 г., обвиняя его в кощунственной попытке исправлять авторитетные сакральные тексты, в непризнании новых «чудотворцев» (Макария Калязинского), в еретическом отрицании человеческой природы Христа и т.д. Вассиан был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, оплот своих противников, где, по свидетельству А М. Курбского, его уморили. Впрочем, его могила у волоцких монахов была окружена почитанием. В публицистических трактатах, которые Василий Патрикеев создает уже в бытность монахом, он развивает идеи «нестяжательства» Нила Сорского, придав созерцательным воззрениям своего учителя-аскета практическую направленность и полемическую заостренность. Эти трактаты анонимны, и принадлежность некоторых из них Вассиану Косому спорна (ответ на послание Иосифа Волоцкого И.И. Третьякову). «Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого противу еретиков», «Слово ответно противу клевещущих истину евангельскую», «Прение с Иосифом Волоцким» объединяет общая тематика: обличение вотчиновладения монастырей как несоответствующего евангельскому идеалу и порождающего притеснения крестьян, осуждение жестоких преследований еретиков как нарушения христианского закона любви. Это подборки авторитетных цитат из Писания и Предания, перемежающиеся точными зарисовками пороков современного монашества и ироническими замечаниями в адрес волоцкого игумена. Весьма своеобразно построено «Прение» — четкое противопоставление упреков Иосифа и своих ответов. Василий Патрикеев составил особую Кормчую (Н.А. Казакова датирует первую редакцию 1517 г., вторую, переработанную при помощи прибывшего на Русь Максима Грека, — 1518—1524 гг.). Ее специфика заключается в систематическом, а не хронологическом изложении соборных правил по четырнадцатититульному Номоканону патриарха Фотия, выбор которого в качестве образца сближал князя-инока с еретиком Иваном-Волком Ф. Курицыным, а также в добавлении трактатов, принадлежащих как самому Вассиану («Собрание некоего старца», «Слово о еретиках»), так и Максиму Греку. Кормчая, пронизанная излюбленной идеей Косого о неканоничности монастырского вотчиновладения, была осуждена собором 1531 г., но при этом хранилась в великокняжеской казне. Воззрения Василия Патрикеева оказали влияние не только на «нестяжателей» Максима Грека и Гурия Тушина, но и на еретика Феодосия Косого. Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2476
| |