Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Проповеди и "слова" Кирилла Туровского

  • Статья
  • Еще по теме

Кирилл, известный аскет-столпник и епископ города Турова, обращался к своей пастве с торжественными поучениями, посланиями и «словами» в 50— 80-ые гг. XII в. Он был современником автора «Слова о полку Игореве» и князя Андрея Боголюбского. Последнему, как полагают исследователи, адресованы некоторые сочинения Кирилла. Этот церковный писатель, которого называли даже вторым Иоанном Златоустом, по праву может считаться самым прославленным проповедником русского средневековья. Его почитали как святого уже в Древней Руси (было составлено особое житие Кирилла, приуроченное к дню памяти — 28 апреля).

Жанровое своеобразие торжественной проповеди

Главным жанром, снискавшим туровскому епископу особую известность, явилось эпидиктическое красноречие. Торжественные проповеди Кирилла Туровского посвящены, как правило, самым значительным церковным праздникам. Бесспорно ему приписывается восемь проповедей на двунадесятые праздники и на воскресные праздничные дни (от Пасхи до Пятидесятницы).

Здесь следует вспомнить, что искусство проповеди сложилось в христианской литературе с началом богослужебной жизни древней Церкви еще в апостольские времена. Своего высшего развития проповедь достигла в Византии в IV—VI вв. Красноречие Кирилла Туровского унаследовало важнейшие особенности восточно-христианской ораторской культуры, богословскую глубину, владение приемами экзегезы (искусства толкования текстов), устойчивые риторические средства и формулы. Памятники церковного ораторского искусства требовали от автора высокого эмоционального настроя, умения передать свои чувства с помощью особо сложных приемов ритмической организации текста. Поэтому торжественные «слова» приравнивались к церковному молитвословию и духовному пению. В сакральном пространстве храма пастырские поучения органично «уживались» с другими видами искусства.

Символический характер богослужения подразумевает конкретное и осязаемое воплощение высшей сверхчувственной реальности. Следовательно, одна из задач торжественного «слова», неразрывно связанного с потребностями богослужебной жизни, — преодоление условностей материального бытия, разрушение пространственных и временных границ. Кроме того, «слова» Кирилла Туровского были рассчитаны на большое число верующих, собравшихся в храме. С перечисленными выше обстоятельствами связана особая установка проповедника — рассказывать о фактах священной истории так, чтобы люди живо представили себе события прошлого, стали бы свидетелями и участниками великого действа.

Кирилл Туровский о целях ораторского искусства

Этим целям в полной мере отвечала литературная форма, выбранная Кириллом Туровским. В "Слове" на обновление воскресения (первый воскресный день после Пасхи) представлена развернутая аллегория, которая построена на основе ярких образов возрождающейся весенней природы. Обращают на себя внимание повторы, призванные усилить впечатление присутствия, сопричастия. Если для летописи было характерно стремление во что бы то ни стало раскрыть объективный смысл времени, то для торжественного поучения время переживается, предстает как субъективно окрашенное личное откровение. Итак, проповедник предлагает слушателям "увидеть" евангельские события. Кирилл Туровский учит постигать непреходящий смысл новозаветных сюжетов «духовными очима», т. е. с помощью особой религиозно-нравственной интуиции.

Кирилл Туровский уделял особое внимание смыслу и задачам церковного ораторского искусства. Кирилл подчеркивает принципиальную особенность церковного "ветийства". Достижение художественного эффекта здесь не выступает в качестве главной и самодовлеющей цели словесного творчества. Прославление Господа определено как сверхзадача ораторской деятельности, призванной служить спасению души. Тем не менее, проповеднику невозможно отказать в тонком мастерстве, в умении добиваться гармоничного синтеза содержания и формы. Творческая индивидуальность здесь раскрывалась в полной мере, но только в пределах строго регламентированного канона, руководственных правил средневекового искусства слова.

Риторика Кирилла Туровского

Следуя в точности трехчастной структуре жанра, святитель Кирилл, епископ Туровский, не повторяет слепо композиционных приемов своего предшественника, митрополита Илариона. Как заметил известный исследователь творчества туровского епископа И.П. Еремин, вторая часть торжественных поучений Кирилла представляет собой, как правило, своеобразную эпическую вставку. Само «повествование» центральной части (средника) служит наглядной иллюстрацией того или иного праздника. При этом известный слушателям сюжет как бы обрастает новыми подробностями, становится условным вольным пересказом (риторической парафразой). Переход от похвалы к сюжетной части осуществляется иногда с помощью специальных риторических приемов. Так, предлагая слушателям представить сцену уверения Фомы, проповедник просит "мысленно" посетить Сионскую горницу, где и происходило описываемое евангельское событие.

В проповедях Кирилла Туровского огромную роль играют символы. Они непрерывно варьируются, образуют синонимические ряды, антитезы, ритмически организованные «тирады» (отдельные риторически завершенные части). Символическими картинами (аллегорезами) насыщены "слова" проповедника. Параллелизм чувственного и невидимого служит философской основой приема: любые умозрительные и сложные духовные представления можно было передать доступно и наглядно в символах, ядром которых становился знакомый даже самому неискушенному слушателю образ. Вспомним символическое описание пробуждающейся природы. Простолюдину, например, легко было представить пажить, оживающий весенний лес, луга, яркий солнечный свет и полноводные реки.

Эмоциональный эффект достигался не только с помощью наглядных иллюстративных вставок, но и с помощью ритма. Гармония звучания основывалась (как и в большинстве древнерусских памятников) на поэтике разнообразных повторов. Любимым видом ритмизации текста у Кирилла Туровского была анафора. Единоначатие преобладает в большинстве "тирад". Как правило, этот прием сопровождается синтаксическим параллелизмом с обязательной постпозицией глаголов, что создает заданный мерный и торжественный ритм.

Риторика Кирилла Туровского подчинена своеобразной драматизации проповеди. В поучениях используется прием многоголосия. Автор изображает весь созданный Богом мир, который по-своему откликается на события вселенского масштаба. Поэтому церковный писатель активно использует прием риторического диалога и монолога. Герои обращаются друг к другу с речами, живо реагируют на происходящее, активно сопереживают оратору. Иногда участники действа прославляют праздник, произнося торжественные речи и похвалы. Например, в «Слове на Вознесение Господне» ангелы, патриархи, преподобные и праведники возносят хвалу в гимнах. В «Слове о снятии тела Христова» приводится пространный плач Иосифа Аримафейского. Сцена уверения Фомы в «Слове на новую неделю по Пасце» сопровождается словами Христа, обращенными к апостолу. Диалоги и монологи нередко связаны у Кирилла цельным риторическим повествованием, что для торжественной проповеди было необычно. Этот прием характерен именно для туровского епископа, на что неоднократно обращал внимание И.П. Еремин.

В сочетании перечисленных риторических фигур и поэтических средств состоит своеобразие "поучений" Кирилла Туровского, который развил и преумножил достижения ораторского искусства Киевской Руси.
«Эпидиктическая» традиция Кирилла повлияла на развитие средневековой литературы восточных славян, в том числе и на старорусскую словесность. «Праздничные слова» Кирилла Туровского включались в специальные сборники, «Торжественники» и «Златоусты», цитировались наряду с поучениями величайших проповедников восточнохристианского мира. Риторика Кирилла была востребована русскими агиографами эпохи Куликовской битвы. Следует помнить и о том, что риторическая основа многих средневековых жанров восходила к торжественному витийству XII в. Так творчество туровского епископа прочно вошло в историю средневекового искусства слова.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8158