Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Феодосий Косой: краткая биография и учение

  • Статья
  • Еще по теме

Феодосий Косой (ум. после 1575) — виднейший представитель русского еретического движения середины XVI в. По происхождению холоп, «раб единого из честных слуг царевых», он на рубеже 1540—1550 гг. бежал из Москвы на Белозеро, а оттуда в Новоозерский Воскресенский монастырь. Принял монашеский постриг, назывался среди учеников старца Артемия. В начале 1550-х годов распространилось его «новое» учение. Во время антиеретического собора 1553—1554 гг. перевезен в Москву, где содержался в одном из монастырей. Бежал в Литву (по сведениям «Послания многословного» инока Зиновия, прямо с Белозера). В Литве, как сообщает польская хроника XVII в., Феодосий Косой сразу скончался, а по другим источникам — продолжал свою проповедь. В середине 1560-х годов его учение обличал Зиновий Отенский, в 1575 г. за потворство Феодосий Косой укорял польского шляхтича другой русский изгнанник — Л.М. Курбский.

Точно установить суть «нового» учения Феодосия затруднительно, поскольку о нем свидетельствуют лишь обличители (Зиновий Отенский). Он излагал свои идеи, «разгибая» и толкуя книги Писания. Свои воззрения вольнодумец черпал из «столповых» книг — пятикнижия, Нового Завета (кроме объявленного им подложными Послания апостола Павла к евреям), некоторых сочинений «отцов церкви», «нестяжателей» Вассиана Патрикеева и Максима Грека.

По Феодосию Косому, Бог — един, а Иисус Христос — только праведный человек. Человек не нуждается в искуплении, его естественные потребности законны, в таинствах крещения, покаяния, евхаристии нет никакой надобности. Называя русское православие религией «мертвых», не верил в чудеса святых, подвергал сомнению правомерность почитания Богородицы. Церковную обрядность, храмы, службу, иконы, кресты, иерархию, имущество белого и черного духовенства считал ложным «человеческим преданием» и противопоставлял всему этому — богодухновенных «внутренних», обладающих «разумом духовным». Отрицал власть государства, родителей, хозяев, называл нищих «псами». Сопоставлял своих учеников с первыми христианами, а их гонителей, русскую церковь и государство, обвинял в забвении евангельских заповедей милосердия.

Учение Феодосия Косого получило распространение на Руси в 1550—1560-х годах, в Литве («Письмо Смсры» Андрея-Козьмы Колоды некого).

Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994

🔍 смотри также:
Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5307