Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 2331-2340
Страницы: « 1 2 ... 232 233 234 235 236 ... 286 287 »

В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности.


Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события.


Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс.


Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.


Характерной особенностью постмодернизма в литературе является признание разнообразия и многообразия общественно-политических, идеологических, духовных, нравственных, эстетических ценностей. Эстетика постмодернизма отвергает ставший уже традиционным для искусства принцип взаимосвязи художественного образа и реалий действительности.


В связи с публикацией повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году имя А. И.Солженицына стало известным всей стране. Впервые в советской литературе в мельчайших подробностях был описан быт политзаключенного. В читательской среде повесть Солженицына была воспринята неоднозначно: одни благодарили писателя за правду, другие были возмущены «клеветой».


Среди сатирических журналов, которых в России в начале прошлого века было великое множество, «Сатирикон» занимает особое место. Без сомнения, он пользовался наибольшей известностью из них всех, так как был самым ярким выразителем своего времени: его даже цитировали на заседаниях Думы.


Классическое произведение живет в двух временных измерениях сразу: в исторически-конкретном и вечном. Это не следует понимать так, что оно только функционирует в двух временных сферах читательского восприятия. Оно и по природе своей, по предмету изображения устремлено к духовной сущности человека, то есть к тому, что не зависит в нем от движения времени. И одновременно оно преломляет вечное чаще всего в исторически конкретных формах той жизни, которая окружает художника.


В отличие от социального мышления, которое склонно забывать даже ближние уроки минувшего в погоне за злобою дня, художественное творчество всегда обладало зоркою памятью. Она — непреложное условие всего великого в искусстве, способном прорваться в грядущее лишь тогда, когда оно помнит прошлое. В прелестной антологической миниатюре «Рифма» Пушкин именует Рифму (символ поэзии) дочерью Эхо и восприемницей Мнемозины.


Произведение писателя одновременно и замкнуто в себе и открыто в контекст творчества. Замкнуто, поскольку это внутренне завершенное художественное целое, которое может быть воспринято изнутри его собственных законов. Если бы мы знали только «Гамлета» и никакие другие трагедии Шекспира, этого было бы достаточно для того, чтобы судить о каких-то существенных началах шекспировского мироощущения и стиля, и уж тем более для того, чтобы почувствовать глубину и размах гения.


1-10 11-20 ... 2311-2320 2321-2330 2331-2340 2341-2350 2351-2360 ... 2851-2860 2861-2863