Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

"Воскресение": история создания, проблематика, идея, жанр, художественное своеобразие

  • Статья
  • Еще по теме

Творческая история. В основе замысла романа – реальные факты. В середине 1880-х годов в одном из отделений петербургского суда слушалось дело по обвинению проститутки Розалии Они в краже ста рублей у одного из посетителей публичного дома. В числе присяжных оказался тот человек, который был виновником падения Розалии. Эта девушка-сирота жила в семье богатой петербургской дамы. Молодой человек гостил у этой дамы, его родственницы, и соблазнил ее шестнадцатилетнюю воспитанницу. Узнав в арестантке Розалию, этот человек почувствовал угрызения совести. Он побывал у прокурора Петербургского окружного суда А.Ф. Кони и рассказал ему эту историю. В 1887 году Кони отдал этот сюжет Толстому.

Работа над романом «Воскресение» протекала на протяжении десяти лет – с 1889 по 1899 год, правда, с большими перерывами. Работая над «Воскресением», Толстой не раз посещал тюрьмы в Туле и Москве. Писатель изучал специальную литературу, например, книгу американского журналиста и путешественника Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка».

Если судить по черновикам о работе писателя над образами Нехлюдова и Катюши, то можно сказать, что Толстой как бы «снижал» образ Нехлюдова и в то же время возвышал образ Катюши. В окончательном тексте Нехлюдов - рядовой представитель аристократии.

Роман печатался в еженедельном иллюстрированном журнале «Нива» в 1899 году. В 1900 году «Воскресение» вышло двумя отдельными изданиями. В одном из этих изданий были помещены иллюстрации к роману, выполненные художником Л.О. Пастернаком. 

Проблематика. Толстой поднимает такие нравственные проблемы, как проблема вины, ответственности, совести, любви и другие. В романе поставлена не только проблема возрождения человека, но и проблема возрождения общества, России, а может быть, и всего человечества.

Идея. Центральная идея «Воскресения», соединяющая воедино эпиграфы к роману с его заключительной главой, – это идея всепрощения.

Жанр. М.М. Бахтин определил жанровую структуру «Воскресения» как «социально-идеологический роман», в основе которого «лежит идеологический тезис о желанном и должном социальном устройстве». В своем последнем романе, написанном накануне первой русской революции, Толстой призывал дворян раскаяться и искупить вину перед народом. Отображая нелегкие взаимоотношения между аристократом и представительницей народа, автор «Воскресения» стремился к утопическому разрешению их конфликта. Жанр «Воскресения» – социально-утопический роман.

Художественное своеобразие. Толстой показывает духовную жизнь героев не столько во внутренних переживаниях, сколько во внешнем проявлении, поступке. Такая форма психологического анализа впервые была применена в «Воскресении». Автор рисует внутреннюю жизнь героев (особенно Катюши) сценами. Этот роман очень кинематографичен.

Толстой показывает текучесть человека. «Люди как реки: вода везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди». То человек зол, то добр; то у него подъем, то спад.

Важной особенностью «Воскресения» является широкое использование приема контраста, контрастных сопоставлений. Например: утро в вонючей тюремной камере, в которой находится Маслова, и пробуждение Нехлюдова в роскошной спальне; сборы Масловой на суд и утренний туалет Нехлюдова; плачущая под дождем и ветром Катюша и сидящий на бархатных креслах вагона первого класса Нехлюдов; тяжелое положение крестьян в имении Нехлюдова, страшный образ погибающего от истощения мальчика в скуфеечке и званый обед в доме тетки Нехлюдова графини Катерины Ивановны. По принципу контраста сопоставлены в романе англичанин, который раздает заключенным Евангелия, и Нехлюдов, обращающийся к Евангелию, подаренному англичанином, в заключительной главе. Для англичанина все ясно, он слепо верит христианским догмам и самому ему искать нечего. Фигура англичанина, который, раздавая Евангелия, не испытывает ни малейшего сострадания к несчастным обитателям острога, изображена сатирически. Нехлюдов же в заключительной главе что-то принимает в Евангелии, чего-то не принимает, он показан здесь ищущим, верящим только себе, своему разуму. Таким образом, заключительная глава построена по принципу контраста с предыдущей главой.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 120