Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Образ Нехлюдова в романе "Воскресение" Толстого

  • Статья
  • Еще по теме

Когда Нехлюдов в первый раз увидел Катюшу, «он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело». Не любовь привела Нехлюдова к падению, ибо, по Толстому, подлинная любовь чиста и целомудренна. Невинный юноша Нехлюдов любит Катюшу чистой, целомудренной любовью. Его бессознательный поцелуй за кустом сирени так же чист, как сам куст белой сирени. Однако потом праздная жизнь в петербургском обществе, военная служба развратили Нехлюдова. Во второй раз в деревню к тетушкам приезжает развращенный, утонченный эгоист, который и соблазняет Катюшу.

Толстой объясняет проступок Нехлюдова тем, что он утратил цельность «естественного» человека, стал слушаться «других», а не себя, своей совести. Соблазнив Катюшу, Нехлюдов не чувствует своей вины перед ней, его лишь волнует мнение о нем, о его проступке других людей. И он успокаивает себя тем, что так делают все. «А если все так делают, то, стало быть, так и надо». И во время суда над Катюшей Нехлюдов усугубляет свою вину перед ней, ибо больше всего боится, чтобы его публично не разоблачили. Но по мере движения к своему возрождению Нехлюдов вновь возвращается к «естественному состоянию», а в глазах «других» становится «странным», «чудным», «оболтусом» и т.п. Важно отметить, что Нехлюдов сознает свой «поступок» по отношению к Катюше как преступление вопреки мнению окружающих.

Итак, в начале романа Нехлюдов делал то, что все, а потом стал поступать вопреки общественному мнению; сначала он плыл по течению, а потом стал плыть против течения (важен образ реки в последнем романе Толстого).

В результате возрождения Нехлюдов приходит к тому, «что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой».

В минуты духовного роста герой Толстого как бы возвращается к природе, которая в произведениях писателя играет роль нравственного критерия. Вспомним, например, небо Аустерлица или разговор на пароме князя Андрея с Пьером. Природа у Толстого – источник обновления человека. Герой Толстого в лучшие минуты своей жизни чувствует себя органической частью природы и радуется этому.

Нехлюдов в результате возрождения становится человеком долга. Как ни тяжело для него дело воскрешения Катюши, но он доводит его до конца, не поддаваясь никаким искушениям. Выполняя свой долг, Нехлюдов перестает думать о последствиях своих поступков.

В начале романа Нехлюдов дилетантски занимается живописью. Как известно, поздний Толстой считал искусство «делом», оторванным от жизни. Узнав на суде Катюшу и почувствовав свою вину перед ней, Нехлюдов вместе с тем видит, что погряз в рутине жизни, и пытается найти выход. Для него воскресение означает также выход к новой полноценной жизни, обретение «дела», которое бы захватило его целиком, без остатка. Герой последнего романа Толстого находит свое «дело» в служении людям. 

В финальной сцене романа Нехлюдов приходит к тому, что его «делом» становится, как отмечает исследователь К.Н. Ломунов, «не более не менее как полное переустройство всей жизни человеческого общества, построенной на всяческих преступлениях против человечности».

Толстой ставил перед собой художественную задачу – показать «общечеловеческий путь к истине», поэтому его герой – это обычный, нормальный человек, такой «как все», правда, лучше многих, ближе к свету воскресения.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 156