Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

В чем заключается новаторство лирики Некрасова?

  • Статья
  • Еще по теме

Ответ условно распределим на две составляющие: новизну содержания и новаторство формы.

1. Новизна содержания

Обратимся для примера к стихотворению «Влас». Некрасов впервые изображает человека из народа не со стороны, как достойного жалости «маленького человека», а с точки зрения самого народа. Голос, повествующий о перерождении Власа, принадлежит такому же крестьянину, как и сам Влас, носителю той же общей для всего народа веры (и суеверий, и поэтических представлений). При таком изображении человек из народа предстаёт сложной личностью, проходящей свой, полный значительности, жизненный нуль.

Некрасов оставляет далеко «за кадром» образованного человека с его интеллигентской жалостливостью к «меньшому брату» крестьянину. В его стихах народ сам говорит о себе и предстаёт не жалким и забитым, а могучим, сознательно верующим, хранящим общенациональные нравственные нормы. Народная правда сурова: грех будет оплачен адской мукою, а худший из грехов — «снять рубаху с пахаря». Дело Божие всегда и народное дело. Неправедно нажитое богатство противопоставляется «трудовой лепте». Каждый крестьянин-труженик оказывается радетелем Божьего дела и патриотом: его посильными дарами процветает родная земля, украшается святыми храмами. Стихотворение содержит и скрытое предупреждение угнетателям народа, всем, нажившим неправедное богатство, всем, кто обкрадывал пахаря, «крал у нищего суму».

Как Тургенев в прозе (в «Записках охотника»), так Некрасов в стихах обращается к народу с новой, небывалой стороны, находит в его языке и мышлении богатейший источник поэзии, красоты, правды.

На примерах других стихотворений можно увидеть, что и круг явлений жизни, изображаемый поэтом, значительно расширяется. («Маша», «На улице», «О погоде», «Песни о свободном слове» и др.)

Если сравнить художественный мир Некрасова и любого поэта-романтика по одному критерию: кто является лирическим героем стихотворений — различие станет очевидно. Героем романтических произведений выступает чаще всего сам поэт или его лирический двойник. Отступления от этого правила редки и носят характер условности, стилизации. (Например, «Кабы знала я, кабы ведала...» А. К. Толстого — песня девушки.) У Некрасова героями стихотворений оказываются рефлектирующий интеллигент («Рыцарь на час»), неловкий разночинец («Застенчивость»), бесшабашный крестьянин-сирота («Калистрат»), старик-рассыльный («О погоде»), ямщик («В дороге»), старуха, потерявшая сына-кормильца («В деревне»), женщина-подвижница («Отрывок»), бывший цензор («Газетная»), муж капризной барыни («Первый шаг в Европу»), непокорная молодайка, лукавый сват («Песни») и многие другие. Так создаётся эффект поэтического «многоголосия». Лирику Некрасова нередко сравнивают со своеобразным поэтическим театром, где множество персонажей говорят свойственными им голосами, высказывают типичные для своего круга идеи и чувства. Среди них есть дорогие автору (люди из народа) и враждебные ему («угнетатели», душители свободного слова, казнокрады и взяточники и т. д.). Автор даёт слово каждому, но искренность первых вызывает сочувствие и восхищение, а откровенность вторых рождает гнев и презрение. Лирический и сатирический полюса в поэзии Некрасова связаны единой осью общего поэтического приёма: самораскрытие героя через его речь. Грань между лирикой и сатирой неуловима.

Но и обращаясь к традиционным для поэзии темам любви, природы, творчества, Некрасов вносит в них своё «новое слово». Проследим это на примере нескольких любовных стихотворений: «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О письма женщины, нам милой!», «Как ты кротка, как ты послушна...», «Слёзы и нервы». Эти стихотворения, навеянные историей взаимоотношений поэта с А. Я. Панаевой, рисуют любовное чувство в его эволюции: от эпохи расцвета, когда даже ссоры не затмевают счастья, до полного угасания, когда даже воспоминание о прежних отношениях становится болезненным и докучным. Любовь к женщине изображается Некрасовым как часть жизни, подверженная всем житейским перипетиям. Она лишена того ореола чудесности, божественности или трагизма, каким окружают её поэты-романтики.

Как в освоении народной темы, так и в интерпретации темы любви поэзия Некрасова опирается на опыт предшествующей прозы, впитывает в себя её качества: углублённый психологизм, социально-типологический анализ, интерес к современности, критический настрой, реалистические приёмы изображения.

2. Новаторство формы

Отражением новаторского содержания поэзии Некрасова стала и новизна её формы. Вот несколько наиболее существенных черт:

•        Более активное использование трёхсложных размеров («В дороге», «Крестьянские дети»), придающих певучесть, а иногда и эпичность лирической речи.

•        Утверждение дактилической рифмы наравне с мужской и женской («Сеятелям»).

•        Введение в речь прозаизмов, диалектных, профессиональных, жаргонных слов для характеристики персонажа («В дороге»).

•        Использование различных риторических традиций предшествующей поэзии: высокий стиль оды или сатиры начала XIX века, лексико-синтаксический строй пушкинской лирики («Элегия»).

•        Широкое применение мотивов, образов, приёмов народной поэзии (различных жанров: от песни до небылицы) («Калистрат», «Песни»).

Подведём итог. Некрасов, безусловно, является и продолжателем традиций русской поэзии начала XIX века, и ярким новатором. В пушкинском русле он творит «поэзию действительности», при этом расширяя сферу изображаемого. В этом он опирается на опыт гоголевской сатиры, психологической прозы Лермонтова, на очерковый метод «натуральной школы». Сочетание разнородных традиций оказывается органическим сплавом в творчестве Некрасова, подчиняется его индивидуальности, его главной лирической струне — теме служения народу.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9666