Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Творчество Некрасова 1870-х годов: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Самым популярным поэтом 1870-х годов, как следует из результатов изучения читательских мнений, был Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877/78). Его поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1865—1877) стала, по существу, тем народным романом, о котором как насущной потребности современной литературы писали критики, особенно критики народнического толка. Не связанное идейно с народнической идеологией произведение Некрасова являло широкую панораму крестьянской Руси, бедной и обильной в одно и то же время, с ее мужиками (бездельниками и великими тружениками, пьяницами и проповедниками), имеющими право на достойную жизнь, но это право не получающими.

Своеобразно решая волнующую литературу проблему «новых людей», Некрасов в поэмах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» — «Княгиня Трубецкая»  (1871), «Княгиня Волконская» (1872) — создает замечательные образы декабристов, поучительные и для эпохи народничества. Не революционные призывы, не жесткую социальную характеристику дворянского сословия завещает поэт юному поколению, а способность человека к подвигу во имя любви и общечеловеческих идеалов, осознание высокой цены нравственной стороны убеждений. Отсутствие в поэмах пропагандистских лозунгов, которые отвечали бы духу времени, более того, содержавшийся в поэме «Дедушка» призыв к сдержанности в революционных обращениях к народу («Красноречивым воззваньем/Не разогреешь рабов») послужили причиной прохладного отношения народников к этим произведениям Некрасова, которые они не могли включить в орбиту своей политической агитации.

В сатирической поэме Некрасова «Современники» (1875) читатели находили знакомые фигуры дельцов-«плутократов», определявшие физиономию тогдашней русской жизни. Заимствованная из рассказа Н.Д. Хвощинской «Счастливые люди» (1874) фраза «Бывали времена хуже — подлее не бывало» в поэме Некрасова вылилась в емкую поэтическую формулу «Бывали хуже времена,/Но не было подлей», вскрывающую драматизм переходного времени. 

Мотивы уныния, безысходности проникают и в лирику поэта. В его стихотворном цикле «Последние песни» (1877) очевидна сосредоточенность на личных переживаниях, сопряженных с размышлениями о судьбе России. Мучительными мыслями о скором уходе из жизни, из литературы проникнуты стихотворения «Вступление к песням 1876—77 годов», «Скоро стану добычею тленья... », «Зине» («Двести уж дней... »), «Старость», «Баюшки-баю». В поэтическую исповедь неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. К читателю-гражданину, читателю-другу обращается уходящий поэт, надеясь на поддержку, понимание единомышленника в служении народу («Посвящение», «Поэту (Памяти Шиллера)», «Сеятелям», «Друзьям», «Музе», «Тургеневу», «Есть и Руси чем гордиться... », «Черный день! как нищий просит хлеба... », «Осень», «О Муза! я у двери гроба... »).

Волнующая тема лирики последних лет поэта — воспоминания о деятелях-современниках, «вопиявших за несчастный народ», чьи портреты «укоризненно смотрят со стен» («Смолкли честные, доблестно павшие...», «Пророк (В воспоминание о Чернышевском)», «Скоро стану добычею тленья... »).

Источник: История русской литературы 19 века. 70-90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и др. - М.: Изд-во МГУ, 2001

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7064