Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Некрасов и художники-реалисты

  • Статья
  • Еще по теме

Все мы знаем, что произведения литературы часто находят отражение в живописи. Ко многим из них талантливые художники делают иллюстрации, отображая средствами другого искусства то, что стремится выразить художник слова, внося при этом свое понимание. Стали знамениты, например, иллюстрации Л.O. Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака, к произведениям Л.H. Толстого, высоко оцененные самим писателем. Бывают случаи, когда тот или иной писатель, обладая талантом живописца, старается раскрыть волнующие его темы не только в слове, но и в красках, как это делал, например, М.Ю. Лермонтов. Но случается и так, что произведения разных видов искусства появляются независимо друг от друга, но их тематика и даже стиль могут оказаться в чем-то очень сходными. Речь в данном случае не идет об иллюстрациях в собственном смысле, скорее, можно говорить о внутреннем родстве, возникающем между художником слова и кисти. Об этом пойдет речь в статье.

В тот период, когда творчество Некрасова достигло своей зрелости и стало очень популярным в самых широких кругах русского общества, в России появилась целая плеяда молодых художников, которые также работали в реалистической манере и стремились показать самые тяжелые, даже страшные стороны жизни русского народа. Борясь против академического искусства, которое стремилось во всем следовать сложившимся стереотипам, группа молодых художников во главе с И.Н. Крамским в 1863 году демонстративно ушла из академии. Это событие стали называть «бунтом четырнадцати» — по количеству участвовавших в этом процессе воспитанников Академии художеств. Затем они создали в Петербурге независимую группу — Артель, которая в 1870 году, объединившись с московскими единомышленниками, стала основой знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.

Это была первая в истории русского изобразительного искусства самостоятельная организация художников, которая начала систематически приобщать широкие круги зрителей к новейшим достижениям искусства. Художники, которых стали называть "передвижниками", устраивали свои выставки не только в Москве и Петербурге, но и во многих провинциальных городах России. Как в свое время писатели, объединившиеся в группу «натуральной школы», эти художники отстаивали в искусстве принципы реализма и демократизма. Как и в литературном объединении, организованном еще в начале 1840-х годов, среди передвижников оказались самые яркие, оригинальные таланты, которые вскоре превратились в крупнейших русских художников, составивших славу русского искусства. Среди них были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие. Они не только сумели раскрепостить искусство от традиционных шаблонов, проложив дорогу новаторскому реалистическому принципу отражения жизни в живописи, но и вместе с П.Я. Третьяковым, основателем знаменитого на весь мир музея, способствовали усилению роли изобразительного искусства в общественной жизни страны.

У истоков новых процессов в 1860-е годы стал московский художник В.Г. Перов, в творчестве которого ведущей стала именно реалистическая тенденция. Часто на его полотнах правдиво, без прикрас изображается тяжелая жизнь народа. Эта тема оказалась созвучна некрасовской «кнутом иссеченной Музе», а потому можно найти много общего в произведениях поэта и живописца, хотя Перов никогда не иллюстрировал произведения Некрасова. Конечно, он был знаком с творчеством одного из самых прославленных и популярных в то время русских поэтов, в частности, он с большим интересом прочитал появившуюся в 1863 году поэму «Мороз — Красный нос»». Своеобразным откликом на это произведение явилась картина художника «Похороны крестьянина». Далеко не все в ней совпадает с известным эпизодом из поэмы Некрасова, но по тематике, стилю и самому духу эти произведения, безусловно, близки. Оба автора стараются максимально выразительно и достоверно показать безысходность горя крестьянки и ее детей, потерявших мужа, отца, кормильца и защитника. Сцена похорон Прокла у Некрасова показана в первой части поэмы, которая носит красноречивое название «Смерть крестьянина». Потом следует рассказ о тяжелой жизни крестьянской семьи, о Прокле и Дарье, их детях Маше и Грише, и лишь потом в XIII строфе поэт возвращается к горестной картине похорон.

Живописец не может, как поэт, показать событие во времени. Он запечатлевает лишь один момент, а потому его выбор имеет огромное значение в общем замысле картины. Само изображение должно быть максимально сконцентрировано на главном, для чего пишется художественное полотно — и для этого используются различные художественные средства. Перов выбирает действительно один из самых драматичных моментов жизни крестьянской семьи, и для него, в отличие от Некрасова, центр внимания — это страшное горе, которое постигло семью. В выборе художественных средств Перов крайне лаконичен: в центре картины — лошадь, запряженная в сани, на них — гроб с покойником, вдова и двое детей. Если у Некрасова говорится о провожающих повозку односельчанах, о матери и отце покойного, которые идут впереди, то у живописца никого больше на картине нет. Тем самым он усиливает ощущение гнетущего, страшного одиночества, которое охватывает и зрителя, стоящего перед этой картиной.

Другой интересный момент — художник, в отличие от Некрасова, не показывает лица крестьянки. На первый взгляд кажется, что это упущение: ведь именно лицо, взгляд («глаза ее впали...») психологически достоверно показывают внутреннее состояние человека. Но Перов использует другие возможности живописи: хотя крестьянка на его картине показана спиной, впечатление от ее горя еще более усиливается. Это интересный композиционный прием: линия согнутой спины и безнадежно опущенных рук, повторенная в очертаниях лошади, саней, гроба, позах детей, передает тоску, одиночество, горе, которое как бы согнуло и людей, и все, что их окружает.

Пейзаж на картине Перова также способствует созданию этого общего впечатления: мы видим пустынную, унылую дорогу, над которой нависла страшная свинцовая туча — вот-вот разразится метель. Общий тон картины тусклый, серо-коричневый, что также отвечает общему настроению. А едва заметная вдалеке полоса заката, создающая контраст этому унылому фону, лишь подчеркивает его безысходность: на фоне этого «луча света» еще ярче прорисовывается скорбная поза крестьянки, ее детей, тощей клячи, везущей гроб с покойником.

Так по-разному, каждый в соответствии с возможностями своего искусства, художник и поэт раскрывают сходную тему — народных страданий. Оба они не просто показывают эту картину, но и выражают в ней свое сочувствие к обездоленным, заставляя и нас сопереживать им.

Другой интересный пример связан с творчеством знаменитого художника-передвижника И.Е. Репина. Можно сказать, что в целом живопись крупнейшего русского художника-реалиста близка и созвучна творчеству Некрасова. Как и поэт, художник с полным правом мог бы сказать: «Я лиру посвятил народу своему...». Особенно ярко близость образов и их изображения средствами разных видов искусства заметна в теме труда бурлаков.

Всем памятна картина Репина, принесшая ему мировую славу, «Бурлаки на Волге» (1873). Помимо этого произведения, художник создал еще две картины на ту же тему — «Бурлаки» и «Бурлаки, идущие вброд». В первой из них Репин изобразил группу бурлаков на фоне спокойной, величественной реки. Но это спокойствие не вызывает чувства умиротворения, а скорее, наоборот — голубая гладь Волги контрастирует с серым пятном — группой бурлаков — и наводит на мысль о неизменном течении их нелегкой жизни. Другая картина показывает бурлаков на фоне черного, покрытого тучами неба. Река неспокойна, а вдали над водой реет птица — буревестник. Эта обстановка наводит на размышления о грядущей буре, которая может разразиться не только в природе, но и среди людей, судьба которых не дает никаких иных надежд на перемены к лучшему.

Но, безусловно, самым ярким полотном художника на эту тему является картина «Бурлаки на Волге». При взгляде на нее сразу вспоминаются слова Некрасова из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»:

Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бичевой!..

Это стихотворение было написано задолго до картины Ренина — еще в 1858 году, и было хорошо известно, особенно в кругах демократической интеллигенции. Но оказывается, Репин, создавая свое полотно, не знал произведения Некрасова.  Этот пример еще раз доказывает, что независимо друг от друга художники кисти и слова могут обращаться к сходным темам и создавать внутренне созвучные произведения. Более того, и другие стихотворения Некрасова могут быть сопоставлены с картиной Репина.

Всмотримся в нее внимательней. Первое, что бросается в глаза, — общее у всех бурлаков выражение нечеловеческого напряжения, которое согнуло их плечи, обвязанные лямкой. Ведь труд бурлака — тянуть за собой груженую баржу — не случайно считался одним из самых тяжких. Такой труд может уродовать человека, исковеркать его физически и духовно. Не раз об этой стороне труда бурлаков писал и Некрасов.

В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца.

("На Волге")

На картине Репина это групповой портрет, но вместе с тем на нем различимы и отдельные лица, фигуры, за которыми стоит личная драма каждого конкретною героя произведения живописца. Вот на дальнем плане фигура согбенного бурлака с поникшей головой, который, кажется, из последних сил тянет свою лямку. Он страшно исхудал, руки болтаются, как плети, и кажется, что еще один шаг — и он упадет. Как верно подметил Некрасов, такому человеку уже все равно, что с ним будет:

А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы ещё.

(«На Волге»)

Но есть на картине и другие лица. На переднем плане в первой паре шагают бурлаки сильные, выносливые, которым по плечу их богатырский труд. Они даже чем-то напоминают героя из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Савелия — богатыря святорусского. Но, очевидно, как и у него, их судьба тяжела и беспросветна. Об этом в самой поэме рассказывается в последней главе «Пир — на весь мир», где представлена широчайшая панорама жизни народа. В этой части очень много песен на разные темы, связанные с народной жизнью, и конечно, есть среди них и песня «Бурлак». Показательно, что в ней речь идет не только о тяжести труда бурлака, об их нелегкой судьбе, но и говорится о стойкости, способности вынести все и не сдаться, не потерять лучшее, что есть в народе — трудолюбие, силу, бодрость, способность не унывать и сохранять любовь к ближним.

Вот и молодой бурлак, изображенный в центре группы на картине Репина, как будто хочет сорвать с себя лямку. На его лице выражение какого-то удивления: может, он задумался о своей жизни и жизни своих товарищей, а может, решил что-то поменять в своей судьбе?

Так и у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» после песни «Бурлак» Гриша Добросклонов задумывается о судьбе всего народа и страны:

С бурлака мысли Гришины
Ко всей Руси загадочной,
К народу перешли.

Так два художника в своих произведениях стремятся не только правдиво показать самые страшные стороны народной жизни, но и выходят на уровень больших социальных проблем, которые они ставят перед русским обществом и заставляют средствами своего искусства задуматься и попытаться найти на них ответ. Для нас же каждое из таких творений — это возможность соприкоснуться с высоким искусством и поразмышлять вместе с их творцами о мире и месте в нем человека.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8200