Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Детство и юность Некрасова. Ранняя лирика Некрасова Н.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Н.А. Некрасов вошел в русскую литературу как автор сборника под названием «Стихотворения Н.А. Некрасова», который был опубликован в 1856 г. и имел огромный успех у современников Николая Алексеевича, невиданный со времен Пушкина. Эта книга стала итогом многолетней работы — в нее вошло лучшее, что было написано Некрасовым к тому времени.

Но первое выступление поэта в печати было совсем не таким удачным. Его сборник «Мечты и звуки», изданный в 1840 году, в который вошли юношеские стихи начинающего поэта, повторил печальную судьбу первой книги так высоко ценимого потом Некрасовым Гоголя: как и гоголевский «Ганс Кюхельгартен», первый его сборник был уничтожен самим автором. В статье мы рассмотрим, что же представляла собой эта ранняя лирика Некрасова, почему его постигла столь явная творческая неудача и какой урок вынес из своей первой попытки обрести известность и славу Некрасов.

В Петербург Николай Алексеевич отправился из родового имения Грешнево, расположенного в Ярославской губернии. Отец Алексей Сергеевич Некрасов забрал сына из Ярославской гимназии, куда Николай поступил в 10 лет, до окончания курса, чтобы отдать его учиться в Петербургский кадетский корпус. Но сам Николай мечтал об ином: его не привлекала военная служба, он хотел поступить в Петербургский университет. Об этом же мечтала и мать будущего поэта Елена Андреевна, которая с ранних лет старалась привить детям любовь к литературе — рассказывала им о великих писателях, знакомила с произведениями Шекспира, Данте, Пушкина. В гимназии, где образование было не на высоком уровне, Некрасов много времени уделял самостоятельному чтению. Детство Некрасова было отмечено тем, что его интересы были связаны с популярной тогда романтической поэзией — Жуковского, Пушкина, Байрона. Под влиянием этих писателей он и сам стал пробовать сочинять стихи. Уже тогда юноша мечтает увидеть свои произведения в печати, не подозревая об их незрелости и явной вторичности по отношению к великим литературным образцам.

Вот почему вопреки воле отца Некрасов так стремился поступить в университет: прекрасное гуманитарное образование, которое он смог бы там получить, позволило бы ему на более высоком уровне продолжать свои занятия литературой. Но все обернулось иначе. Узнав, что сын ослушался, отец, который отличался вспыльчивым характером, отказал ему в материальной помощи. Так детство Некрасова было отмечено трагическим эпизодом - 16-летний Николай остался в большом, холодном, враждебном городе совершенно один — без денег и без какой-либо помощи. Пожалуй, даже Гоголь не испытывал таких лишений и невзгод на первых порах своей петербургской жизни.

Комнату приходилось снимать самую скромную, на Васильевском острове, а чтобы меньше платить, Некрасов поселился там с таким же бедняком, молодым художником Даненбергом. «Чтобы чем-либо кормиться и платить за квартиру, молодые люди стали продавать свои вещи. Вскоре дошло до того, что и продавать-то было нечего. Тогда было решено продать шинель Некрасова, а довольствоваться шинелью Даненберга им обоим... И сапоги у Некрасова и Даненберга были одни, и носили они их по очереди», — так рассказывает писатель Н. Успенский. Не удивительно, что в эти годы Николай много и тяжело болел, что еще более усугубляло нужду. Ему даже приходилось иногда ночевать в ночлежных домах, вместе с нищими. Именно тогда он приобрел тот печальный, но очень ценный для писателя-демократа опыт, который позволил ему так точно в своих стихах рассказывать о жизни городской бедноты («Еду ли ночью по улице темной...», «Маша», цикл «О погоде» и др.).

Но все эти невзгоды не сломили решимость юноши, который твердо знал, ради чего пошел на это. Юность Некрасова отмечена тем, что он не пренебрегал никаким трудом: давал частные уроки, правил корректуры, писал прошения, письма и т.д. За все это платили гроши, но все же это было лучше, чем ничего. Можно сказать, что в это время Николай Алексеевич жил так, как многие из героев произведений Ф.М. Достоевского — его соратника по «натуральной школе», с которым поэт познакомился спустя несколько лет. Но в отличие от них, Николай был тверд в своем намерении поступить в университет и стать писателем.

И он добился своего. Некрасов поступил в Петербургский университет — ему удалось это сделать лишь после двух попыток. Наконец, он был зачислен вольнослушателем, стал посещать лекции, но опять же из-за нужды регулярно и систематически заниматься не смог. Но зато теперь он приступил к осуществлению своей заветной мечты — заручившись поддержкой друзей, в 1840 году Некрасов выпускает сборник своих стихов «Мечты и звуки», большая часть которых была написана еще в гимназические годы. И тут юность Некрасова была отмечена страшным ударом: вместо славы и признания он встретил крайне жесткую критику, причем даже со стороны такого метра, как В.Г. Белинский, который в своем отзыве отметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

Почему же тот, кто потом стал другом, соратником, идейным вдохновителем Николая Алексеевича, так сурово оценил его первые стихотворные опыты? Действительно, ранняя лирика Некрасова была незрелой, подражательной и слабой в художественном плане. Представление о ней можно составить по балладе «Ворон». В ней говорится о том, как голодный ворон обращается к коню, который привез рыцаря Тебальда на свидание с невестой Вероникой, и просит, чтобы он убил своего всадника. Конь, обольщенный речами ворона, сбросил и убил всадника — «свершилася воля судьбы». Невеста, увидев мертвого возлюбленного, тоже упала замертво. И завершается эта кровавая история словами: «...ужасный удел / Тебальда постиг с Вероникой». Другие произведения из этого сборника также рассказывают о рыцарях, нечистой силе, фантастических существах и мистических событиях (баллады «Рыцарь», «Водяной», «Пир ведьм» и др.).
Вместе с тем уже в этот сборник вошло несколько стихотворений, отличающихся от романтико-фантастических баллад. В них чувствуется то, что станет отличительной особенностью поэзии Некрасова: стремление выразить в стихах подлинное страдание и боль, сочувствие к униженным и угнетенным.

Но подобных стихотворений в сборнике было совсем немного, и они почти не выделялись среди романтической лирики и баллад, составивших его основу. Вместе с провалом этой книги Некрасов не только потерял надежду обрести славу, но и свое материальное положение ему поправеть не удалось. Но юноша сделал для себя необходимые выводы из всей этой истории. Он понял, что литература — это очень серьезное дело, которому нужно отдавать все силы души и сердца. Но и этого недостаточно: надо обладать определенными знаниями о жизни, о литературе, надо искать в ней свое место и свой стиль. А для этого ему еще предстояло многое сделать, многое понять, разобраться в текущей литературной жизни.

Вот почему Некрасов почти прекратил писать поэтические произведения и с головой окунулся в журналистику. Он становится постоянным сотрудником таких изданий, как журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», «Литературная газета». Их редактором был Ф.И. Кони. Работы у молодого сотрудника было очень много: он печатает очерки, рассказы, повести, фельетоны, критические статьи, рецензии. К тому времени относятся и драматические опыты Некрасова: как и многие другие современные ему писатели, он на заказ пишет небольшие комические пьески и водевили для Александринского театра — такие произведения легкого жанра были популярны у публики, хотя чаще всего они не были оригинальными произведениями, а лишь переделками из репертуара французских театров. Но уже здесь появляется тот живой, остроумный, меткий язык, который потом будет отличительной особенностью стиля Некрасова.

Правда, своим именем он старался эти произведения не подписывать, а пользовался разными псевдонимами: Наум Перепельский, Феклист Онуфрич Боб и т.д. Как тут не вспомнить начало творческого пути А.П. Чехова, ведь и ему тоже пришлось заниматься поденной работой в различных журналах, в основном юмористических, и тоже в те годы будущий великий русский писатель и драматург пользовался псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат своего брата и т.д. Каждому из писателей этот непростой период их творческой жизни многое дал не только с точки зрения материала, но и выработки определенных художественных принципов и приемов. Ведь не зря потом поэзия Некрасова так близка «прозе дня», в стихах поэт сумел заговорить о таких «непоэтических» вещах, о которых раньше могли писать только в прозе.

Показательно и то, что именно к раннему творчеству Некрасова относится и работа над большим романом, который назывался «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» (1843). В нем намечается та тема, которая потом войдет как главная в поэзию Некрасова. Роман во многом автобиографичен: он повествует о жизни городской бедноты, которой противопоставлена жизнь богачей — генералов, чиновников, знаменитых журналистов. Петербург уже здесь представлен писателем как город страшных социальных контрастов, а сочувствие его целиком на стороне тех, кто живет в нищете и не может даже близко подойти к роскошным особнякам вельмож.

Картина, нарисованная Некрасовым, поразительно похожа на те, которые мы знаем по произведениям Достоевского. Очевидно, общность идейно-эстетических принципов ощущалась и многими другими писателями-современниками Николая Алексеевича, которые вскоре объединились вокруг Белинского. Знакомство с ним Некрасова состоялось в 1841 году и вскоре перешло в дружбу. Именно знакомство с критиком помогло поэту закончить свои «университеты», лучше понять и окружающую жизнь, и свой путь в литературе. В группе молодых писателей «натуральной школы» Некрасов стал одним из лидеров, а с покупкой журнала «Современник» окунулся с головой в редакционно-издательскую работу.

В те годы он почти не печатается как поэт, но глубокая внутренняя перестройка уже начала давать свои плоды. Белинский увидел в Некрасове одаренного писателя, приветствовал появление новых стихов, которые были совсем не похожи на раннее незрелое творчество. Одно из таких стихотворений, написанное в 1845 году, вызвало восторг критика. «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» — сказал Белинский Некрасову. Это было стихотворение «В дороге», которое в знаменитом сборнике 1856 года открывало первый его раздел. Так завершились первые ученические опыты поэта, и перед ним действительно открылась дорога в большую литературу, где он с тех пор занял место одного из самых оригинальных, ни на кого не похожих русских поэтов.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
29
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13972