Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Сочинение: Русские женщины (по произведениям Некрасова)

  • Статья
  • Еще по теме

В творчестве великого русского поэта Н. А. Некрасова отразился целый этап жизни России, связанный с разрушением патриархально-крепостнического уклада. Процесс ломки про­ходил болезненно, старые язвы гноились и кровоточили, новое с трудом пробивало себе дорогу. Некрасовская лира звучала сообразно его взглядам революционно настроенного демокра­та, но было в ней то, что выделяло его голос среди других. Это была горячая сыновняя любовь к матери-родине, ее тяготам и страданиям. Чувство было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и благодарностью, отмечая ее громадное влияние на всю свою жизнь.

К образу матери поэт обращается во многих произве­дениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», не только печалясь о ней, но и делая ее высшим судьей над собой и творчеством, способным в трудную минуту поддержать и спасти:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Любовь к матери, ее несчастная жизнь («навеки отдана угрюмому невежде») сделали Некрасова особенно чутким к судьбе русской женщины. Уже первые его стихи — «В доро­ге», «Тройка» — рассказы о судьбах женщин, сходных по своей сути:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Жизнь после замужества делает их похожими даже внешне: в лице, полном движения раньше, появляется бес­смысленный, вечный испуг и выражение покорности и терпения.

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов так и называет женщину: «всевыносящего русского племени многострадальная мать». И немудрено. Тяжелая рабо­та в поле, страда, плачущий ребенок, которого не на кого оставить, — до себя ли здесь!

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать, —

вот рефрен, которым можно завершать каждый женский порт­рет, нарисованный Некрасовым.

Эту тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мо­роз, Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

Но несмотря на это, Дарья — тип величавой, красивой сла­вянки, которая «посмотрит — рублем подарит!» Она из тех, что

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Все спорится у нее в руках, все в ее власти: работа, дети, дом. Но со смертью кормильца меняется картина: как березе без вершины, так и хозяйке без мужа. Теперь ей до ночи пашню пахать, ночью козу клепать, а утром косить — работать с зари до зари, до осени тревожиться об урожае, а осенью — страда. И поэтому смерть в зимнем лесу — для Дарьи избав­ление от скорби, от непосильного труда.

Очень близок к этому образу образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, крестьянки из поэмы «Кому на Руси жить хоро­шо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, вкраплен­ные в текст, усиливают впечатление.

Росла Матрена Тимофеевна в семье, «как у Христа за пазухой», родные жалели ее, предчувствуя нелегкую жизнь в замужестве, в чужой семье. Так и случилось:

Со свекром, со свекровушкой

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

И хотя любил ее муж, а и он плеть в руки брал. Многие «обиды смертные» прошлись по ней: и кровь первенца, и порка. Не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала все, но счастья так и не увидала за работой и хлопотами, за каждо­дневным страхом за судьбу детей и мужа. Да и в чем оно, это счастье, есть ли оно?

Жизнь женщины — вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит. Но терпение терпению — рознь.

Поэма «Русские женщины» посвящена подвигу жен декаб­ристов, отправившихся за мужьями в ссылку, в Сибирь. Кня­гини Трубецкая и Волконская оставили дома все: любящих родных, богатство, привилегии, чтобы разделить с мужьями их участь. Их не смогли остановить уговоры родных, угрозы и запугивания губернатора, дальняя дорога, суровый климат, тяготы жизни на каторге. Они свято исполнили свой долг и верили, что их мужья, обвиненные в государственной измене, не могут быть замешаны в бесчестном деле. Декабристки идут вслед за ними, веря в свое предназначение — «страданье оси­лить терпеньем». Здесь, на каторге, они узнали душу народа, умевшего эти страдания понять и разделить с ними.

Женская, материнская любовь олицетворяет для Некрасо­ва все самое несомненное и человечное. Это — высшее духов­ное, нравственное начало. Оно пронизывает всю поэзию Н.А. Некрасова.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1419