Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Художественные особенности лирики Некрасова Н.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Новое время требовало новых сюжетов, стилей, интонаций и ритмов. Некрасов не только значительно расширил тематический диапазон русской лирики - появились новые темы, а традиционные обрели в его творчестве неожиданное звучание, - но и существенно преобразовал поэтическую речь.

Демократизация поэтического языка связана с переориентацией на массового читателя, с пристальным вниманием автора к другому человеку, чьи радости и горести могут быть ему важнее собственных. «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению — страшного и обидного в этом много... Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости... Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора» — один из нравственных принципов, объясняющих суть поэзии Некрасова, сформулирован им в письме к Л.Н. Толстому.

Лирика Некрасова, в отличие от произведений его предшественников, отличается многоголосием: наряду с лирическим авторским «я» в стихотворениях часто присутствуют ещё один или несколько персонажей. Это уже не просто выражение авторских чувств и мыслей — это видение полифонического, дисгармоничного мира другими глазами, отражение переживаний другого героя. В стихотворениях Некрасова заговорила улица — мелкие чиновники, крестьяне, солдаты, при этом поэт не использует жаргонизмов и грубых просторечных выражений: при близости языку к разговорному это всё-таки поэтический язык, отличающийся богатым интонационным разнообразием.

Одной из ярких особенностей поэтического языка Некрасова является ориентация на фольклорные элементы. Особенно это касается стихотворений, посвящённых крестьянской теме. Тут и постоянные эпитеты, знакомые вам по народным песням и сказкам, и лексические повторы, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Кроме того, исследователи выделяют в лирике Некрасова устойчивые слова-сигналы, которые чаще всего используются им в разных стихотворениях. Это такие эпитеты, как «унылый», «роковой», «угрюмый», «суровый», и слова «стон», «стонать», определяющие тоскливую и сумрачную тональность некрасовской лирики. Однако в стихотворениях Некрасова есть и устремлённость в будущее, и пусть размышления о недалёком будущем также пессимистичны, более удалённое время видится лирическому герою светлым и прекрасным - вспомните стихотворение «Железная дорога».

Пафос будущего определяет и то, что многие стихотворения поэта адресованы детям.

Жизни вольным впечатлениям

Душу вольную отдай,

Человеческим стремлениям

В ней проснуться не мешай.

 

С ними ты рождён природою —

Возлелей их, сохрани!

Братством, Равенством, Свободою

Называются они...

«Песня Еремушке», 1859

Умение проникать в мир других людей определило совершенно новый подход к изображению характера простого человека из народа. До Некрасова приобщение к народному характеру шло через песню, но в его стихах её подчас нет — есть горький, безыскусный рассказ о жизни, как, например, в стихотворении «В дороге». Вместо традиционной песни «про рекрутский набор и разлуку» мы слышим невесёлую исповедь ямщика о себе и своей погубленной господами жене. Перед читателем не обобщённая с помощью фольклора крестьянская судьба, а индивидуальная, глубоко личная трагедия. «Передо мной никогда не изображёнными стояли миллионы живых существ, — говорил Некрасов. — Они просили любящего взгляда. И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!»

Появление в стихах различных героев привело к тому, что важную роль начинает играть не лирический, а повествовательный сюжет. Многие стихотворения, в том числе и стихотворение «В дороге», — это своеобразные стихотворные рассказы, стихотворные новеллы. Кроме того, они включают в себя драматические элементы: активно вводится диалог или сценическое действие. Вспомните стихотворение «Крестьянские дети», в котором мы слышим, кроме авторского голоса, голоса крестьянских ребятишек, да и само произведение первоначально имело подзаголовок «Детская комедия».

Однако некрасовская лирика не теряет лиризма: это не рассказ, не очерк и не драма. Стихотворение «В дороге» — подлинное открытие Некрасова не только потому, что имеет выраженную социальную направленность, обличает помещичий произвол: прежде всего оно отражает сложность и противоречивость крестьянского характера. Ужасна не только история несчастной Груши, но и то, как об этом рассказывает её муж, бесхитростно-наивно признаваясь:

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку...

Несчастна не только молодая женщина, воспитанная в барском доме, умеющая играть на пианино и читать, обладающая пробуждённым сознанием и чувством собственного достоинства, но по прихоти нового хозяина отправленная в деревню и насильно выданная замуж, — несчастен и её муж, который страдает оттого, что его «сокрушила злодейка-жена»; общее горе крестьянской жизни отражено в этом стихотворении.

Правдоподобность рассказа подчеркивается необычным не только для поэзии того времени, но и для некрасовской лирики точным воспроизведением народного говора. Этот приём мог бы показаться излишним, если бы использовался вне монолога простого крестьянина: «Понимаешь-ста, шить и вязать, / На варгане играть и читать», «на какой-то патрет всё глядит...» и т. д. Аполлон Григорьев писал, что «не подделка под народную речь, а речь человека из народа послышалась в этом стихотворении».

Последние же две строки:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!.. —

вводят в стихотворение авторское лирическое «я», эмоциональную оценку, которая позволяет почувствовать сострадание лирического героя и его причастность к народному горю.

Как правило, авторская позиция в стихотворениях Некрасова предельно ясно выражена. Например, в стихотворении «Гробок» мы видим солдата, несущего под мышкой детский гробик. Об авторском отношении к герою говорят слова «детинушка» и «кручинушка», такая деталь, как слёзы на его глазах. И характер тоже обрисован двумя штрихами: «суровые глаза», на которые тоска «выжала» слёзы — перед нами немногословный, не склонный к чувствительности, суровый человек. Во второй строфе мы слышим уже слова солдата, который бранил дитятко, и понимаем, что слёзы вызваны не только скорбью, но и раскаянием, и автор всей душой сочувствует герою, переживающему смерть ребёнка. Мотив страдания является одним из основных в творчестве поэта.

Один из взглядов на Некрасова, который сложился в литературоведении, — восприятие его как поэта-журналиста, который пишет стихи между правкой корректур. Многие его стихотворения строятся как репортаж с места происшествия, свидетелем которого стал поэт. Отсюда иллюзия подлинности ситуации, поэтического слова, эмоций, выраженных в стихотворении. Таковы, к примеру, циклы стихов «На улице», «О погоде» (включающий стихотворение «Гробок»), стихотворение «Размышления у парадного подъезда» и многие другие. Одним из самых показательных в этом смысле стихотворений является «Вчерашний день, часу в шестом...», датированное 1848 годом, но затерявшееся в бумагах Некрасова почти на четверть века.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

1848 (?)

Создаётся впечатление, что торопящийся куда-то репортёр, побывавший на Сенной, документально зафиксировал некий случай: указано место, время, событие. Однако написанные словно «на злобу дня» в газетный номер стихи подчинены особой поэтической логике: в последних строках сопоставляются страдающая крестьянка и Муза, таким образом, конкретный образ объединяется с символом, и оба они преображаются. Символичным становится и время — «вчерашний день» приобретает расплывчатость и нечеткость, конкретная дата перестаёт иметь значение. Документальность оказывается мнимой: на Сенной площади с 1845 года не проводили публичных наказаний, конкретная дата перестаёт иметь значение. Молодая крестьянка, свистящий кнут, молчащая Муза становятся символами, а наблюдатель — лирическим героем.

Лирический герой поэзии Некрасова — личность страстная и противоречивая. На контрасте внутренней силы и внешнего физического несовершенства, гордой воли и слабости создаётся образ человека, сурово и требовательно относящегося к себе и к другим, остро чувствующего своё бессилие и обладающего чутким, отзывчивым сердцем. Некрасовская поэзия исповедальна и откровенна: автор постоянно ведёт незримый диалог с читателем, открыто признавая свои ошибки и казня себя за «неверный звук» лиры. Особая интонация некрасовских стихотворений породила многочисленных подражателей.

В стихотворении «Умру я скоро...», уже в первой фразе заявляющем трагическую тональность, перечислены «роковые события» и горькие факты, приводящие к чёрствости души. Лирическому герою тяжело дается монолог: интонация прерывиста и затруднена, много переносов поэтических строк. Эмоциональное напряжение подчеркивается повторами и восклицаниями, рефреном, который звучит, как рыдание. Однако герой не ищет оправданий: пафос стихотворения — в любви к Родине, которую поэт сохранил в своей душе, кровная связь с народом.

Поздняя лирика Некрасова отражает более пессимистичные, мрачные настроения автора. Мотивы общего неблагополучия и катастрофичности звучат в стихотворениях, в которых создан образ трагического мира — не крестьянского, а мира в целом. Поэт отталкивается от конкретных фактов и впечатлений и приходит к глубоким философским обобщениям:

Смолкли честные, доблестно павшие.

Смолкли их голоса одинокие,

За несчастный народ вопиявшие,

Но разнузданы страсти жестокие.

 

Вихорь злобы и бешенства носится

Над тобою, страна безответная.

Всё живое, всё доброе косится...

1872-1874

Единственное, в чём видит поэт идеал, — это образ матери. Появившийся ещё в поэме «Рыцарь на час» и созданный на биографической основе, этот образ становится всё более отвлечённым в поздней лирике: это и мать-родина, и мать — высшее вечное нравственное начало, последнее утешение.

Новаторски переосмыслен в лирике Некрасова пейзаж. Область поэтического расширена: «в гармонию жизни» сливаются и писк галчат, и скрип подводы, и крик лягушек, и треск кобылок-кузнечиков. Внимательный взгляд поэта отмечает не только шелест зелёных трав и говорливое журчание волны, но и жующего быка, вырывающего с травой землю, и белоголового ребёнка, зовущего незримую Парасковью. Пейзаж у Некрасова всегда включает в себя человека и не является целью исключительно эстетического любования, он ближе скорее к Тютчеву и Пушкину, нежели к Фету. Природа никогда не существует изолированно от людских горестей и радостей — вспомните хотя бы стихотворение «Несжатая полоса» или «Перед дождём».

Поэт подбирает точные реалистические детали, чтобы с их помощью создать пейзажные зарисовки, всегда добиваясь правдоподобия описаний. Например, в поэме «Рыцарь на час» в картине осеннего вечера были следующие строки:

...До тончайших сетей паутины,

Что по воздуху тихо плывут...

Однако в поэме рисуется более поздняя пора, чем время летающих паутинок, и в последнем варианте, созданном незадолго до смерти, поэт меняет строку и добивается не только образности описания, но и точности художественной детали.

...До тончайших сетей паутины,

Что как иней к земле прилегли...

Один из самых любимых стихотворных размеров Некрасова — трёхстопный анапест, который придаёт стихам напевность и сближает их с песней.

Некрасовская лирика во многом продолжает традиции пушкинского творчества и развивает тему поэта и поэзии, связывая её с темой служения народу. Кроме того, от Пушкина Некрасов унаследовал смелость в смешении стилей, реалистичность образов.

Во многом Некрасов был последователем Гоголя — он перенёс в русскую реалистическую поэзию традиции «натуральной школы», которую часто называли гоголевской. Актуальность проблематики, образы «маленьких людей» и Петербурга, сочувственное отношение к униженным и обездоленным, едкая сатира в отношении сильных мира сего, естественный, живой язык — эти особенности гоголевского творчества отражены и в лирике Некрасова. Строки из стихотворения, посвящённого Гоголю, «Блажен незлобивый поэт...» можно отнести и к самому Некрасову.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья. <...>

 

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

1852

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12775