Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Помещики в "Мертвых душах" Гоголя

  • Статья
  • Еще по теме

Первый, к кому в поместье приезжает Чичиков, — Манилов. Похоже, что он родом из XVIII века: в нём много карамзинской сентиментальности, и даже жену зовут Лизанькой, как самую знаменитую героиню Карамзина. Однако в поместье у него время остановилось. Найдите приметы остановившегося времени в деталях интерьера, и вы поймёте, насколько выпал Манилов из российской истории. Отношения между ним и женой могли бы называться идиллическими, но в идиллиях главными персонажами были юные пастухи и пастушки, а никак не давно вступившие в брак взрослые люди, имеющие двух сыновей. Утопии Манилова — найдите в тексте его утопические проекты — тоже не имеют никаких шансов на воплощение. Манилов, как говорится в романе, — ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; чёрт знает что такое. Черт тут тоже помянут неспроста. Для Гоголя борьба за душу человека — это борьба с чёртом, с бесовскими искушениями. Искушения Манилова — самые невинные: то мост через пруд, то бельведер, с которого Москву будет видно, то... В общем, не суждено сбыться ни одному маниловскому плану, ибо только планами, сменяющими друг друга, и живёт этот человек.

Чичиков лжёт, когда говорит: «Я немею перед законом». Манилов ничего плохого не совершил, законов не нарушал, ему вовсе незачем делать такие заявления. Он вообще ничего не совершает и ничего не делает: всем ведает сытый управляющий. Манилов — человек без прошлого и без будущего, человек, выпавший из настоящего, таким видит его Чичиков.

Поместье за поместьем — это круг за кругом ада, в который погружается Чичиков. Но уже в первом круге ему встречается душа, которую невозможно вернуть к жизни.

Характеры помещиков, изображённых в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Обратите внимание: от «сладкого» сентиментального Манилова даже уехать непросто. Он находится вне времени и пространства. С него и начинаются чичиковские неприятности: он хочет выехать к Собакевичу, а попадает к Коробочке, затем — к Ноздрёву, а ведь именно эти двое и разрушили общественное мнение о нём и погубили все его задумки! Ну можно ли говорить после этого о безобидности Манилова?!

Помещица Настасья Петровна Коробочка — следующая персона, оказавшаяся на пути Чичикова по случайности. Кучер Селифан напился перед отъездом из поместья Манилова и пропустил несколько поворотов. Всё нездорово в доме помещицы: подозрительная «потьма», змеиное шипение часов, и вновь — «окаянный чёрт», который недавно снился Коробочке всю ночь, а наутро — мухи, множество мух, которые у Гоголя всегда — свидетельства остановившегося времени, бездуховной атмосферы. Обратите внимание и на другие приметы остановившегося времени: старые портреты, один из них — Кутузова, а другой — старика в военной форме устаревшего образца.

Умом Коробочка не блещет, поэтому и задаёт Чичикову всякие несуразные вопросы. Однако суть проблемы она схватывает очень быстро: появился покупатель — надо продать товар! Мы видим, что она куда живее Манилова — там вообще ничего никогда не происходит. Именно «дубиноголовая» Коробочка и приедет в город, чтобы узнать, «почём ходят мёртвые души», именно с неё начнётся закат предприятия Чичикова. И всё же она, как и её поместье, — вдали от столбовой дороги воскрешения.

Третий помещик, с которым встретился Чичиков, — Ноздрёв. Его главная черта — необузданность натуры. Все рассказы — цепь невероятных происшествий или преувеличений. Зайцев у него ловят руками, щуки в пруду такие, что вытаскивать их можно только вдвоем; дома висят «турецкие кинжалы» (правда, подойдя к одному из них, Чичиков видит надпись «мастер Савелий Сибиряков»); а стоя у пограничной межи, Ноздрёв говорит: «...всё, что ни видишь по эту сторону, всё это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё моё».

«Говорун, кутила, лихач» Ноздрёв меняет правила на ходу: играя в шашки с Чичиковым, он сдвигает обшлагом три шашки и таким образом проходит в дамки. Чичиков смешивает все шашки и чуть было не оказывается побит: спасает его только неожиданный приезд капитана-исправника. Болтливость Ноздрева в конце концов причиняет неприятности Чичикову — он публично кричит при виде его: «А, херсонский помещик, херсонский помещик! <...> Он торгует мёртвыми душами!» После он распространяет небылицы о Чичикове, утверждая, что тот одновременно фальшивомонетчик, шпион, который собрался увезти губернаторскую дочку и даже с попом договорился о венчании за 75 рублей, и вообще Чичиков — Наполеон. Конечно, не Ноздреву быть выразителем авторской мысли о том, что эпоха романтического зла («наполеонического зла») завершилась — наступила эра зла «среднего», с виду вежливого и тем более опасного, что распознать его трудно. Безудержность и неуёмность Ноздрева, его бьющая через край энергия оставляют читателю некоторую надежду на его последующее воскрешение.

Собакевич - самый жизнелюбивый и жизнерадостный из галереи гротесковых типажей-помещиков. Он ни разу в жизни даже не болел. В нём много «нечеловеческого» — одежда (носит фрак «совершенно медвежьего цвета»), внешность (похож на «средней величины медведя»), порции у него нечеловеческих размеров — ест осетра весом в девять пудов, индюка величиной с телёнка, ватрушки размером больше тарелки.

Собакевич очень современен, он весь в настоящем, ему не нужна история, у него нет времени мечтать о будущем. Придёт это будущее, непременно придёт, лишь бы жизненной энергии хватило на всё, а мёртвые души — всего лишь товар: «Впрочем, и то сказать: что это за люди? мухи, а не люди». Конечно, Собакевича нужно лишь «очеловечить», вдохнуть в него живую струю, напомнить ему, что он создан по образу и подобию Божию, и тогда ему будет уготовано место в будущей России.

Последний из помещиков, с которым встречается Чичиков, — Степан Плюшкин, которого Гоголь именует «прорехой на человечестве». При встрече с Плюшкиным Чичиков испытывает потрясение, узнав, что стоящая перед ним баба, завёрнутая в дырявое тряпьё, — богатый помещик, владеющий тысячью крепостных. Плюшкин поглощён страстью накопительства. Она уничтожила в Плюшкине всё человеческое (даже отчество) — достаточно рассмотреть повнимательнее его внешность. Хозяйством он занимается на самом примитивном уровне — следит, не выпили ли наливку, в то время как его крепостные «мрут, как мухи». Народ, попросту «клеймивший» его прозвищем «заплатанный», которое Чичиков слышит от случайно встреченного крестьянина, вызывает эмоциональный авторский отклик: специальное лирическое отступление о мудрости русского народа, живости ума и меткости русского слова. Но у Плюшкина когда-то была живая душа: не случайно угощает он Чичикова сухариком от принесённого дочерью кулича — символа воскресения; вдруг вспомнит во время разговора своего школьного товарища, который может посодействовать с оформлением сделки, и лицо его озарится «бледным отражением чувства».

Только у Плюшкина и у Чичикова есть «настоящие» биографии. В мире Гоголя биография — свидетельство укоренённости героя в этом мире.

Источник: Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2437