Образ Плюшкина в поэме Гоголя "Мертвые души". Плюшкин и Собакевич
Образ Плюшкина — это дальнейшее логическое развитие образа Собакевича, это гиперболическое, больное выражение того же характера. Недаром же этот образ является у Гоголя сейчас же после Собакевича, как бы дополняя его, поясняя его смысл, показывая собакевичевскую душу под увеличительным стеклом микроскопа. В манерах и чертах Плюшкина легко узнаешь манеры и черты Собакевича, только продолженные и удлиненные. У Плюшкина такой же аккуратный список всех умерших крестьян, как и у Собакевича, только написанный помельче и потесней. Когда Плюшкин пересматривает около бюро ассигнации, полученные от Чичикова, он тот же Собакевич, только жадность у него доходит до дрожания рук, до чего еще не дошел Собакевич. Подобно Собакевичу, Плюшкин любит сокрушенно качать головой, упрекая себя в расточительности и нерасчетливости, что производит особенно курьезное впечатление в устах этих кулацки прижимистых господ. Все обакевичевские ухватки налицо, но Плюшкин ушел неизмеримо дальше по дороге скопидомства. Вражда Собакевича к городским модам и щегольству у него обратилась в неприличное неряшество, и вместо грубой домотканой одежды Плюшкин носит грязные оборванные лохмотья, в каких стыдился бы щеголять даже нищий. Если Собакевич ругал городские фрикасе и творил: «Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует», то Плюшкин заглядывал в людскую кухню, где «наедался препорядочно щей с кашей». Перед вами герой расчетливости, у которого склонность копить обратилась в больную страсть, у которого расчетливость достигла степени самоотречения и почти мученичества, а результат этой страсти - совершенная бессмыслица. Вот вам самое яркое, под микроскопом увеличенное выражение расчетливого небокоптительства, вот в какую бессмыслицу обращается рассудительная, практическая натура в условиях ненужного, никчемного существования. Не потому смех и бессмыслица в скупом скопидомстве Плюшкина, что он слишком рьяно занимается им, что он перешел границы нормальной расчетливости. Собакевич не перешел этих границ, а смысла в его прижимистости не больше, и сам Собакевич остается смешной бессмыслицей. Нельзя объяснить этого их глупостью, потому что среди гоголевских героев Собакевич и Плюшкин одарены больше других здоровым, трезвым умом. Дело в том, что в условиях ненужного и праздного существования душевладельческой среды расчетливость и утилитарный практицизм обязательно должны принять совершенно бесцельный и бессмысленный характер. Ни Собакевич, ни Плюшкин не могли дать своим накоплениям деятельного творческого употребления, потому что как раз деятельности и творчества не было в их жизни. Приходилось считать, собирать, копить для того, чтобы все собранное и накопленное валялось без употребления и шкатулках и кладовых, гнило либо ожидало приезда какого-нибудь из родственников-наследников ноздревского пошиба, который так же бессмысленно размечет но свету все это добро, как бессмысленно оно было накоплено. Источник: Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. Москва: Издательство «Советский писатель», 1982 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2975
| |