Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Ипполит Терентьев в романе "Идиот"

  • Статья
  • Еще по теме

Терентьев Ипполит — один из центральных героев романа. Юноша лет семнадцати-восемнадцати, умирающий от чахотки. Умное, но постоянно раздраженное выражение лица, худ как скелет и бледно-желт, глаза сверкают, на щеках горят два красных пятна. Впервые появляется в компании Бурдовского, пришедшей требовать от князя Мышкина вознаграждения для якобы сына его благодетеля. После выяснения, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева, фактически остается один в центре внимания, исповедуясь и одновременно самоутверждаясь.

Ипполит Терентьев искренен, страстен, резок и предельно откровенен. Он отрицает условности. Перед лицом смерти многое лишнее отпадает от него, хотя это отнюдь не делает его добрей. Своих домашних он мучает и третирует. Его слова вызывающи и язвительны. Болезнь свою воспринимает как злую насмешку природы, как отражение ее жестокости и равнодушия к человеческой судьбе, как мировой закон, проявляющийся также и в обществе. Он чувствовал в себе силы и «...хотел жить для счастья всех людей, для открытия и для возвещения истины...», но обречен умереть. Его правда — правда приговоренного к казни. Смерть для него — ключ ко всему. Подобно «подпольному» человеку, он отделился от других людей, заперся в своем углу и созерцает грязную кирпичную стену противоположного дома. Божество представляется ему в виде мирового разума, строящего всеобщую гармонию на гибели миллионов живых существ.

Ипполит Терентьев не понимает и не принимает бесчеловечных законов. Он видел у Рогожина картину Гольбейна, где изображен труп снятого с креста Христа, в воскресение которого трудно поверить. Природа кажется ему огромным неумолимым и немым зверем, бесчувственным и бессмысленным.

Ипполит Терентьев — бунтарь, хотя в его позиции нет последовательности. Если бы не его болезнь, то и он был бы другим, с иной философией. Он завидует людям, у которых впереди жизнь и которые не умеют ценить этого. Он злится, как они могут не понимать своего счастья. Он завидует князю, к которому тянется, к нему главным образом обращены его исповедь, как и самые злые, кипящие ненавистью слова. Он нуждается в признании и любви, но тут же из гордости отворачивается от них. Ипполит понял главное: «дело в жизни, в одной жизни, — в открывании ее, беспрерывном и вечном...», однако доживает последний свой срок все в том же состоянии озлобленности.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2010