Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Роман "Идиот": замысел и его воплощение

  • Статья
  • Еще по теме

Замысел романа «Идиот» органически связан с «Преступлением и наказанием». Сохранились черновики, в которых отчетливо зафиксирована идея писателя начать следующий роман со слов: «Он мог бы дойти до чудовищности, но любовь спасает его. Он проникается глубочайшим состраданием и прощает ошибки. Взамен получает высокое нравственное чувство в развитии и делает подвиг». Однако пройдет достаточно времени, чтобы замысел, претерпев существеннейшие изменения, облекся в новое произведение. Процесс мучительного поиска событий, героев фиксируется в многочисленных набросках к роману и лишь постепенно обретает отчетливую форму. Не последнюю роль сыграло посещение писателем музея швейцарского города Базеля (роман создавался за границей), где Достоевский увидел картину Г. Гольбейна-младшего «Мертвый Христос». На ней изображен Иисус после снятия с Креста. Увиденное полотно потрясло Достоевского: на нем словно воочию воплотился тот кризис, который испытывало современное общество, кризис веры. И как же совместить это с заветной мыслью о тайне воплощения Бога в человеке, о совмещении Божественной и человеческой природы? Под пером гениального художника эти размышления облеклись в форму романа.

Если в основу «Преступления и наказания» был положен детективный сюжет, то в основе «Идиота» — сюжет любовный, к тому же с убийством из ревности. Действительно, «любовный четырехугольник» соединяет главных героев романа — Мышкина и Рогожина, Настасью Филипповну и Аглаю, а их непростые взаимоотношения захватывают в свою орбиту множество лиц и бесчисленное число рассказанных историй. Автор словно специально нагромождает сменяющие друг друга с поразительной быстротой события, повороты которых раскрывают характеры героев с неожиданной стороны: «У меня свой, особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня составляет самую сущность действительного». Именно такие события и такие характеры рождала и формировала пореформенная эпоха, эпоха внутренних брожений и сдвигов, эпоха кризисов экономических, нравственных и религиозных, эпоха, настойчиво ищущая свой идеал. Именно поэтому попытка в этом мире, среди этих людей «изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия... — это такая задача, перед которой бледнеют всевозможные вопросы о женском труде, о распределении ценностей, о свободе мысли». Это признавали не только те. кто разделял мысли Достоевского, но и его идейные противники. 

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7828