Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Поэма Блока "Двенадцать": краткое содержание по главам и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

В январе 1918 г. Блок создает поэму «Двенадцать». Время действия в поэме — конец 1917 — начало 1918 г. Место действия — революционный Петроград. Определить временные рамки помогает дважды упомянутый в 1-й главе плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Как известно, Учредительное собрание проходило 3—5 января 1918 г. (по старому стилю). Поэма состоит из 12 глав (песен).

Краткое содержание поэмы «Двенадцать»

1-я глава начинается с описания необыкновенной силы снежной вьюги. Далее следует представление прохожих, подобное представлению зрителю кукол в кукольном балагане, и краткая их характеристика: «старушка»; «А это кто? <...> Должно быть, писатель — // Вития...»; «А вон и долгополый <...> Товарищ поп»; «Вон барыня в каракуле...».

Во 2-й главе появляются Двенадцать — патрулирующий город отряд, состоящий из 12 человек. В этой же главе завязывается сюжет любовной драмы: «— А Ванька с Катькой — в кабаке...»; «Катька с Ванькой занята — // Чем, чем занята?..».

3-я глава — песня, исполняемая Двенадцатью, в которой окончательно проясняется, что Двенадцать — это красноармейцы.

4, 5 и 6-я главы описывают события, связанные с Катей: Катька с Ванькой катаются в экипаже; один из Двенадцати вспоминает историю своих с ней отношений; Двенадцать, пытаясь расправиться с Ваней, убивают Катю.

В 7-й главе выясняется, что Катьку убил Петруха. Он рассказывает о своей любви к Катьке и признается, что убил ее «сгоряча». Товарищи видят в его признании проявление слабости («Что ты, Петька, баба что ль?») и призывают его к контролю над собой. Заканчивается глава начинающимся разгулом красноармейцев, который будет продолжен в 8-й главе.

9-я глава рисует образ буржуя и жмущегося к нему «паршивого пса» — «старого мира».

В 10, 11 и 12-й главах продолжается шествие Двенадцати через снег и вьюгу. Завершается поэма образом Христа, идущего впереди красноармейцев.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Сюжет драматической части поэмы (2—8-я главы) как бы составлен из двух частей. Первая часть представляет собой традиционный любовный треугольник (Петруха — Катька — Ванька) с «жестокой» концовкой — убийством Катьки. Во второй части проступают варианты песни и представлений о Стеньке Разине: убийство возлюбленной предстает как подвиг-отречение от любви во имя разбойничьего братства и «общего дела». Так, товарищи, выслушав раскаяние Петрухи в убийстве, упрекают его не в совершенном преступлении, а в том, что он со своими сожалениями отвлекается от цели:

— Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Проблематика поэмы, однако, не ограничивается рамками любовной драмы. В 10-й и 11-й песнях сюжет ломается — любовная драма, ревность, преступление, раскаяние отодвигаются на второй план, поглощаются всемирной вьюгой. Блок рассматривает Октябрьскую революцию как отражение космической ситуации, когда «революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства»: «Ветер, ветер — // На всем божьем свете!» Основным содержанием поэмы становится описание «стихийного грозового характера» современной Блоку исторической эпохи. Мотивы «ветра» и «вьюги», занимая центральное место в 1-й и 11— 12-й главах, как бы обрамляют любовную драму 2—8-й глав, придавая ей дополнительный символический смысл: отражение космической бури в отдельных человеческих судьбах, мировой стихии — в стихии страсти. По мнению Блока, «ветер поднимается не по воле отдельных людей; отдельные люди чуют и как бы только собирают его: одни дышат этим ветром, живут и действуют, надышавшись им; другие бросаются в этот ветер, подхватываются им, живут и действуют, несомые ветром» («Катилина»; 1918). Катька, Петруха и его товарищи — это люди, «несомые ветром». Таким образом, в поэме Блок стремится проникнуть во «что-то большее, чем человеческое», но через человеческое.

Основной смысл изображаемых в поэме событий — «музыкальный» («музыка революции»). Поэму пронизывают разнообразные ритмы (ритмы ветра, державный шаг Двенадцати), которые являются составляющими «мирового вихря». Музыка связывается с политикой и звучит в мотивах частушки («Пальнем-ка пулей в Святую Русь!») и лозунга («Революцьонный держите шаг!»). Христос, идущий впереди красноармейцев,— неотъемлемая часть стихии-музыки, символ всеобщего обновления жизни, начала новой эры. Как писал Блок в статье «Катилина», «ветер <...> подул перед рождением Христа, вестника нового мира».

Композиция

Композиция «Двенадцати» уникальна. Поэма состоит из 12 частей, связанных в единое целое и при этом обладающих определенной самостоятельностью (Блок однажды назвал «Двенадцать» циклом поэм). Наиболее очевидна связь глав, представляющих собой развитие любовной драмы. Сложнее организованы связи между главами, не относящимися к истории Катьки и Петрухи: повторы фраз («Вперед, вперед, // Рабочий народ!»), слов и образов («эх, эх,», «вьюга», «пурга», «ветер», «Идут двенадцать человек» — «идут двенадцать», «толстозадая Русь» — «толстоморденькая Катя»)... С помощью метра связаны главы 2 и 6-я; 3, 4 и 5-я; 7, 10, 11 и 12-я.

Ритмическая организация

Поэма Блока «Двенадцать» отличается разнообразием метрических форм, хотя основа поэмы — хорей. Особенностью ритмической организации являются постоянные «сбои» ритма. Например, во 2-й главе на фоне ритма марша, написанного преимущественно ямбом, возникают вставки: «Свобода, свобода, // Эх, эх, без креста!». Общее ритмическое движение направлено к выравниванию ритмической структуры и выделению ведущего метра — хорея. Хорей, ассоциирующийся у Блока с гибелью, символизирует конец света. Но конец света — это одновременно обновление и освобождение, новое рождение, о чем и свидетельствует выравненный ритм. Для Блока «ритм» — необходимая составляющая жизни, связующая воедино все ее многообразие: сущность движения, развития и самой жизни. Таким образом, выравнивание ритма в поэме символизирует полноту жизни, слияние со стихией, обретение гармонии.

Язык поэмы

В поэтике «Двенадцать» обращает на себя внимание полное отсутствие «лирики» — голоса автора. Поэма оказывается открытой для разных голосов, мы слышим крики нищих («Хлеба!»), окрики патруля («Проходи!»), зазывания проституток («Эй, бедняга! Подходи — поцелуемся!»), отдельные возгласы в толпе («Что впереди?», «Холодно, товарищи, холодно!», «Скучно!»), слышим звуки стрельбы, читаем и слушаем лозунги. Блок использует разговорную лексику: «кровушка», «ножичек», «времячко», «переулочки». В поэме звучат различные музыкальные мелодии: частушки («Как пошли наши ребята // В Красной армии служить...»), революционная песня «Варшавянка» («Вперед, вперед, // Рабочий народ» — ср. «Марш, марш вперед, // Рабочий народ»), популярный романс на стихи Ф. Глинки («Не слышно шуму городского...»), цыганский романс, «воровские» куплеты. В главах, написанных в жанре песни или баллады (3, 4, 5, 8 и 9-я), присутствуют зачины, повторы, образы, ритмы, характерные для народных песен: «Ой!», «Эх!», «Ах!», «Уж», «ночки черные, хмельные», «горе-горькое», «удаль бедовая». Сравним, например: «Ах, ты, горе мое, горе великое», «Ох, да как на молодца тоска-горе нападала...», «Уж ты воля, моя воля...». Изгнание из поэмы голоса автора — это не только способ выражения стихийного начала, но и сознательная позиция Блока как художника в этот период: отказ от личного. Задача художника — не создавать гармонию в искусстве, а улавливать ее звучание в окружающем мире. Во время создания «Двенадцати» Блок слышит «гул», «музыку». Исчезновение музыкального звучания позднее приведет Блока к творческому кризису, продолжавшемуся до самой его смерти.

Числовая символика

Поэма «Двенадцать» состоит из 12 глав, главные действующие лица поэмы — «двенадцать». Число имеет под собой реальную основу: патрульные отряды в Петрограде действительно состояли из 12 человек. В то же время число «двенадцать» представляет собой отсылку к Некрасову, к сказу о разбойнике Кудеяре из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Пир на весь мир»). В заметках Блока к 10-й главе говорится: «И был с разбойником. Жило двенадцать разбойников». Как и в поэме Некрасова, путь к искуплению вины героем — участие в общем деле. Одновременно возникает параллель к Евангелию от Луки, к словам Иисуса разбойнику: «Ныне же будешь со мною в раю». Если вспомнить, что «двенадцать» — это число апостолов Христа, то можно провести еще одну параллель: двенадцать красноармейцев — двенадцать апостолов. Имена двух названных в поэме красноармейцев в свете евангельских ассоциаций прочитываются как имена двух апостолов — Петра и Андрея. Числовая символика, вызывая многоассоциативность образов, выступает как одно из средств создания смысловой многоплановости произведения, существенно расширяя и углубляя его содержание.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:
Просмотров: 51107