Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

«Двенадцать» Блока: жанр поэмы

  • Статья
  • Еще по теме

Поэма Блока «Двенадцать», жанр которой мы рассмотрим, очень сложна по своей художественной архитектонике. Она полифонична, многоголоса, в ней нет традиционного для поэмы образа лирического героя, прямо выраженного авторского «я». Редуцирован и сюжет, характерный для поэмного жанра, его роль в создании композиционного единства произведения явно понижена. Единство композиции формируется иными художественными средствами: рифмовкой широких образов-символов, переходом от полифонии и ритмической несобранности первых глав, призванных воспроизвести хаос как общее состояние мира, пережившего революцию, к ритмической стройности и «державности» последней главы.

В связи с этим особую сложность и значение приобретают вопросы о жанре и композиции поэмы «Двенадцать». Ее жанровое своеобразие представляет значительную литературоведческую проблему. Возможен традиционный взгляд, определяющий произведение «Двенадцать» Блока как поэму, т.е. произведение лироэпического рода литературы, содержащее стройное повествование о последовательно развивающихся событиях, которые и положены в основу ее сюжета. В таком случае эти события объясняются лирическими средствами, оказываются пропущены сквозь призму сознания лирического героя, чей внутренний мир, чье восприятие этих событий также является значимым предметом изображения в поэме, жанровая природа которой определяется ее положением между двумя родами литературы: лирикой и эпосом. Явлениями эпического плана оказываются сюжет, более или менее разветвленная система персонажей, полифония, т.е. представлен не только голос лирического героя, но и голоса других персонажей поэмы — прохожих на улице, где в нестройный хор сливаются реплики попа, писателя-витии, проституток, красноармейцев. Сюжетом поэмы становится движение красноармейского патруля по улицам ночного Петрограда, кульминацией сюжета — случайное убийство в уличной стычке Катьки, любовницы Петрухи, и его переживания, вызванные этим событием.

Но если посмотреть на произведение Блока «Двенадцать» с точки зрения традиционного поэмного жанра, то мы увидим явные отступления от жанровой традиции. Внешний событийный ряд практически не имеет развития, убийство выглядит совершенно случайным, оказывается никак не мотивированным, практически не влияет на дальнейшее развитие событий: отряд продолжает патрулировать ночной город. Образ лирического героя не выражен явно, его восприятие событий не формирует композиционный центр произведения. Такое отступление от жанровой традиции заставляет некоторых исследователей трактовать «Двенадцать» не как поэму, построенную на связанном, последовательном повествовании о неких событиях, а как ряд отдельных эпизодов, соединенных посредством монтажа, т.е. поэтический цикл. Вспомним, что именно цикл, а не отдельное стихотворение, имел для поэзии Блока смыслообразующее и смыслопорождающее значение.

В современном литературоведении не сложилось единой, общей точки зрения на то, как в жанровой системе лироэпики XX века соотносятся поэма и стихотворный цикл. Ясно лишь, что эти явления предстают как смежные и соотносимые по своей жанровой природе.

Современный исследователь поэзии Е. Эткинд предложил рассматривать «Двенадцать» как своеобразный поэтический цикл, полагая, что двенадцать глав-эпизодов, составляющих поэму, являются до известной степени самостоятельными. Композиционное единство этого цикла формируется образной и тематической соотнесенностью стихотворений—глав, его составляющих.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13018