Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Айтматов Ч.Т.

Чингиз Айтматов: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Чингиз Торекулович Айтматов -  прозаик, писавший на киргизском и русском языках (12.12. 1928 кишлак Шекер Киргизс. ССР – 10.06.2008 Нюрнберг, Германия). Ребёнком, живя у бабушки, Айтматов приобщился к традиционному кочевому быту киргизов. Родители его окончили русскую школу; отец, партработник ещё со времен большевистского переворота, в 1937 стал жертвой сталинского произвола. Чингиз Айтматов рос в двуязычной среде, в 1948 окончил двухгодичный ветеринарный техникум, в 1953 — сельскохозяйственный институт. 

Айтматов 3 года работал в НИИ скотоводства, в эти же годы (с 1952) публиковал в местных органах печати отдельные рассказы. В 1956-58 он занимался на Высших Литературных курсах при Литературном институте в Москве, затем был редактором журнала «Литературный Киргизстан», журналистом во Фрунзе. После публикации рассказа "Лицом к лицу" в журнале «Октябрь», (1958, № 3) Айтматов получил доступ на страницы московских журналов, с 1958 стал одним из авторов журнала «Новый мир». 

Широкую международную известность принесла ему повесть "Джамиля" (1958). В 1959 Чингиз Айтматов вступил в КПСС. За сборник "Повести гор и степей" он в 1963 получил Ленинскую премию, в 1968 и 1983 — Государственные премии СССР. После еще нескольких повестей и рассказов Айтматов совместно с К. Мухамеджановым написал пьесу "Восхождение на Фудзияму" (1973 год), которая в том же году была поставлена театром «Современник». 

В 1980 Чингиз Торекулович обратился к форме объемного романа, причем наибольшее число противоречивых мнений и дискуссий вызвал роман "Плаха" (1986). С 1966 Айтматов — депутат Верховного Совета. В 1967-88 — член редколлегии журнала «Новый мир», с 1967 входит в редколлегию «Литературной газеты»; в 1981 — делегат XXVI съезда КПСС; в 1988-90 — главный редактор журнала «Иностранная литература»; в 1990-1994 — посол в Люксембурге. 

Тематика прозы Чингиза Айтматова часто связана с его родной Киргизией. В центре его произведений — человек под ударами судьбы, человек страждущий. В ранних произведениях, из жизни трактористов, шоферов, колхозников современная техника показана в сочетании с чарующими степными пейзажами Средней Азии; средствами языка ему удается воспроизвести музыку и живопись; он умеет живо обрисовать образы (в особенности женские), душевные движения, еще не осознанные самими героями. Используя традиционную форму рассказа в рассказе и вводя повествователя ( в "Джамиле" это 15-летний подросток), Чингизу Айтматову удается сделать изображаемое им более глубоким. 

В повести "Прощай, Гульсары" (1966) трагизм судьбы главного героя обусловлен произволом сталинизма. В повести "Белый пароход" (1970) Айтматов впервые вводит мифологические сказания в современный материал, создавая своего рода притчу. Идейную и сюжетную основу повествования образует сказание о Рогатой матери-оленихе — обожествлённом воплощении доброты. Эта доброта в сюжетном развитии повести воплощена в образах семилетнего мальчика и его деда и гибнет под натиском бездушного материализма. В повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977 год) автор перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшую силу, вершащую земные судьбы, дед, отец и еще один рыбак жертвуют собой в бурю ради мальчика. На примере героя, ставшего жертвой сталинизма, затем реабилитированного, но по-человечески совершенно разрушенного, Айтматов в пьесе "Восхождение на Фудзияму" поднимает проблему молчания, делающего человека совиновником; драма выходит за рамки темы преодоления прошлого. В первом романе Чингиза Торекуловича "И дольше века длится день" (1980) сочетаются не только миф и действительность, но и реальная жизнь населения Средней Азии с фантастикой межпланетных контактов. В этой многоплановости автор выделяет основные этические вопросы современной цивилизации. В романе "Плаха" (1986) Айтматов обращается к актуальным темам: наркомания, защита окружающей среды и богоискательство в СССР. Роман, в том числе и сильные в художественном отношении картины природы, сконструирован рассудочно по форме и содержанию. Глава о Христе и Пилате, где Чингиз Айтматов идет по стопам М. Булгакова, проигрывает из-за незнания христианства и недостатка веры.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9426