Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 652
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 65 66 »

Вскоре после войны, осенью 1946 г., был опубликован рассказ Платонова «Семья Иванова» (позже издавался под названием «Возвращение»). В нем внимание автора приковано не к радости победы, а к духовно-нравственным утратам, ранам, которые нанесены душе войною и, возможно, не затянутся никогда.


Конец 20-х годов для Платонова — пора творческого расцвета, и подтверждением этого стал роман «Чевенгур» (1928). Его жанровая природа близка к меннипее, в которой рассматриваются «последние вопросы» (М. Бахтин), то есть коренные, основополагающие.


Три отличительных свойства творчества А. Платонова в большой степени обусловили настойчивый, не кратковременный интерес к этому имени. Первое — органический гуманизм, личная, сердечная боль за «душевного бедняка»; в этом Платонов — ближайший последователь Пушкина, Гоголя, Достоевского, сострадающих «маленькому человеку».


Повесть «Собачье сердце», третья из серии «фантастических» повестей Булгакова (после «Дьяволиады» и «Роковых яиц»), была написана в январе—марте 1925 г. Цензура (Главлит) запретила опубликование повести как вещи «недопустимой».


В основе сюжета — событие фантастическое: профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие в медицинской области омоложения организма методом пересадки половых желез, проводят научный эксперимент: пересаживают бездомной дворняге Шарику гипофиз (нижний придаток головного мозга) человека — убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина.


Рассказ М. Зощенко «Приятная встреча» был напечатан в 1929 году. Как это характерно для юмора Зощенко, речь в нем идет о прямо противоположном тому, что было заявлено в заголовке (сравните с другими рассказами: «Аристократка», «Счастье», «Любовь», «Легкая жизнь», «Богатая жизнь», «Счастливое детство», «Честный гражданин» и тому подобное)


Всю свою творческую жизнь Пастернак отдавал предпочтение прозе перед поэзией. К середине 40-х годов он был не только одним из самых признанных в стране поэтов, но и автором значительнейших прозаических текстов, таких как «Апеллесова черта», «Детство Люверс», «Охранная грамота» и других. Однако желание «сказать правду» о веке и поколении, которое, с его точки зрения, не могло в достаточной степени реализоваться в стихах, приводит зимой 1945—1946 к началу работы над новой книгой.


Стихотворение Пастернака «Рассвет» (1947) стоит под номером 19 в «Тетради Юрия Живаго», где предыдущее, «Рождественская звезда», и последующее, «Чудо», непосредственно интерпретируют евангельские сюжеты. Скорее всего, поэт нуждался в мотивировке — более всего для себя самого — столь глубинного прорастания в нем библейских реалий.


Название стихотворения Пастернака «Зимняя ночь» (1946) связано с центральным символическим образом романа «Доктор Живаго». Одно из его первоначальных заглавий прозы так и звучало: «Свеча горела».


Стихотворение «Гамлет» (1946) является первым в «Тетради Юрия Живаго», которая представляет собой заключительную главу одноименного романа. Можно предположить, что именно здесь стянуты все основные смысловые нити текста — христианские, шекспировские и современные. Пастернак продолжил очень распространенную в «серебряном веке» «гамлетовскую линию», где его предшественниками были Блок и Врубель, Ахматова и Цветаева.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 ... 641-650 651-652