Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Андреев Л.Н.

Биография и творчество Андреева Л.Н.

  • Статья
  • Еще по теме

Леонид Николаевич Андреев — прозаик, драматург, критик и публицист. Он родился 9(21) августа 1871 года в городе Орел в семье землемера. С 1882 по 1891 годы учился в Орловской гимназии. Юноша много читал и был хорошо знаком с русской и иностранной (в переводе) литературой. В 1889 году умирает отец писателя. Семья осталась без средств и жила на заработки Леонида Николаевича (уроки, живописные работы). Позже Андреев поступил на юридический факультет Петербургского, а потом Московского университета.

Первый рассказ Андреева появился в журнале «Звезда» в 1892 году. С 1895 года писатель сотрудничал с «Орловским вестником». Сам он началом творческого пути считал сотрудничество с конца 1897 года в новой демократической газете «Курьер». Здесь он выступал как судебный репортер, фельетонист, беллетрист под псевдонимом Джемс Линч. М. Горький обратил внимание на писателя после первого же напечатанного рассказа в «Курьере» — «Бергамот и Гараська». Благодаря Горькому в издательстве «Знание» вышла первая книга Андреева «Рассказы», которая принесла автору известность.

В произведениях Андреева трагическое мировосприятие сочетается с ярким общественным темпераментом, с умением быстро откликнуться на события современной жизни.

Во многих произведениях писателя затронута «проблема совести».

Он сумел раскрыть трагедию повседневной жизни даже в своих ранних рассказах и проявил себя тонким психологом. «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) и «Жили-были» (1901) вызвали наибольшее внимание критики. В первом рассказе показан протест юного ницшеанца-самоубийцы против общества, обезличивающего человека, и против природы, рождающей посредственные натуры. Во втором рассказе сталкиваются два мировоззрения — не связанное духовно с миром и любящее его.

Андреева волнуют страдания не только взрослых. Нет ничего более трагического, чем лишенные радости дети. В рассказе «Петька на даче» (1899) замученный работой мальчик может вспомнить только несколько счастливых дней. Сашка из рассказа «Ангелочек» (1899) тоже не знаком с радостями детства — восковой ангелочек, доставшийся ему из богатого дома, будит мечту о счастливой жизни. Но тает ангелочек, и вместе с ним исчезает мечта.

Некоторые рассказы Андреева вызывают ощущение тревоги, близкой катастрофы («В темную даль», 1900; «Набат», 1901).

В 1900-х годах произведения Андреева пользуются огромной популярностью. Писателя интересуют морально-этические и философские стороны человеческою бытия. Все возрастающее отчуждение и одиночество современного человека тревожило его. Разобщенность людей, приводящую к духовной ущербности, равнодушие к судьбе Родины Андреев связывал не только с социальным неравенством и нуждой. Причину этого он видел в организации общества в целом («Город», 1902). Писатель показал, что разобщены и «благополучные» обыватели. В рассказе «Большой шлем» (1899) персонажей связывает только многолетняя игра в винт. Герои настолько лишены индивидуальности, что писатель зовет их словом «они». Когда во время игры умирает один из игроков, остальных волнует только то, что у них нет теперь четвертого партнера. Этот рассказ очень характерен для творчества Андреева.

Говоря об одиночестве, писатель не считал его неизбежным. Это состояние преодолимо через приобщение к горестям и радостям людей, через деятельную помощь им (рассказы 1900—1901 годов: «На реке», «В подвале», «Иностранец», «Жили-были»).

В своем творчестве Андреев затронул темы безумия и смерти («Мысль», 1902; «Жизнь Василия Фивейского», 1903; «Призраки», 1904). Андреев восхищался безграничными возможностями человеческой мысли, но попытки использования разума в разрушительных целях пугали его. («К звездам», 1905; «Полет», 1914).

Критики отмечали сложность, «непростоту» творчества Андреева (рассказы «Ложь», «Стена» — оба 1901). Он стремился выявить ирреальное в реальном. Многие литературоведы советовали Андрееву писать проще, но А. П. Чехов увидел в этой «непростоте» своеобразие таланта писателя; он был уверен, что «...это будет большое имя». В 1903 году вышла первая повесть Андреева «Жизнь Василия Фивейского», полная социально-философских обобщений. В этой повести выражена авторская концепция человеческой личности — в сравнении со Вселенной человек ничтожен, у него нет судьбы, предопределенной свыше, его жизнь мрачна. Но осознание этого не сгибает человека. Эта повесть вызвала большой интерес у читателей.

В 1904 году выходит рассказ «Красный смех». В этом произведении безумный ужас войны воплощен в символическом образе Красного (кровавого) смеха, господствующего на земле в 1904 году. Писатель показал антинародность и антигуманность войны, она воспринимается как безумство. Рассказ стал известен не только в России, но и за ее пределами.

Во время революции 1905 года Андреев не остался безучастным. Он даже попал в тюрьму за предоставление своей квартиры для заседания ЦК РСДРП. Вместе с тем, его нельзя считать сторонником партии большевиков. Он пишет пьесу «К звездам», прославляющую революционеров, и в это же время выходит его рассказ «Так было», в котором выражено сомнение в необходимости революции.

После революции 1905 года Андреев стремится выразить волнующую его мысль через обобщающие образы. Он размышляет о «вечных» вопросах жизни и смерти, борьбе добра и зла. Эти размышления присутствуют в пьесе «Жизнь человека» (1906). В ней прослежена человеческая жизнь от рождения до смерти. В пьесе нет бытовой конкретности, она полностью условна. Это произведение драматурга вызвало споры. Критики ее оценивали по-разному. Условной является и пьеса «Царь Голод» (1907). Театральная цензура ее запретила. Тем не менее, стало очевидным, что в литературе появился драматург-новатор. За пьесу «Жизнь человека» Андрееву была присуждена премия им. А. Грибоедова.

Как драматург, Андреев создал оригинальную художественную систему, выделившую его из числа других авторов. Критики иногда относили Андреева к символистам, но сами символисты (А. Белый, В. Брюсов, Вяч. Иванов, 3. Гиппиус) не считали его таковым. Андреев обладал собственным мировоззрением и творческим методом.

В 1907 году выходят новые рассказы Андреева. Они стали реакцией писателя на ренегатство и предательство, царившие в русском обществе помеле подавления революции.

В рассказе «Иуда Искариот» автор создал сложный психологический образ предателя. Иуда и любит и ненавидит проповедника добра. Он уверен, что зло господствует на земле, но всей душой хочет, чтобы прав оказался Христос. В предательстве Андреев обвиняет не только Иуду, но остальных учеников, не вступившихся за Иисуса.

В рассказе «Тьма» показана психология революционера-ренегата. Революционно настроенная критика осудила рассказ. Горький разорвал свою дружбу с писателем.

С 1909 года Андреев печатается в модернистских альманахах издательства «Шиповник».

Обостренный интерес писателя к проблеме совести и нравственного долга вновь проявился в романе «Сашка Жигулев» (1911), посвященном стихийному протесту романтически настроенной молодежи против подавления революции.

После 1910 года Андреев занимается активными поисками новых форм в драматургии. Он считает, что время острых интриг и коллизий прошло, поэтому внимание писателя должно быть направлено на внутренний мир человека, в глубь его подсознания. Наиболее полно его взгляды на театр выразились в пьесах «Собачий вальс» (1915) и «Реквием» (1916).

Эти искания писателя, снизили его популярность. В 1915 году выходит его пьеса «Конь в сенате» (1915) и рассказ «Полет». Этот рассказ сам Андреев ценил очень высоко, хотя ни одно из этих произведений не стало литературным событием.

В годы первой мировой войны Андреев сотрудничает в буржуазной газете «Русская воля». В 1916 выходит повесть «Иго войны», в которой писатель показал рядового человека, осознавшего, какие беды несет война. В последние годы жизни Андреев работал над романом «Дневник Сатаны».

В 1917 году началась Октябрьская революция, которую писатель не принял. Он уезжает в Финляндию и остается там навсегда после получения страной независимости. 12 сентября 1919 года А. Андреев скончался от разрыва сердца.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6516