Творчество Тургенева И.С. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества И.С. Тургенева 2. "Записки охотника" 3. Роман "Накануне" 4. Роман "Отцы и дети" 1. Характеристика творчества И.С. ТургеневаПеру И.С. Тургенева (1818-1883) принадлежит множество романов и повестей, в которых отражен богатый жизненный опыт писателя, включающий период раннего детства с его крепостным бытом, прекрасное домашнее образование и учебу на словесном отделении Петербургского университета, первые литературные принципы и идеи, служба чиновником, тесное общение с Белинским, сотрудничество с журналом "Современник", которым руководил Некрасов, трехлетнее пребывание в Париже, дружба с певицей Полиной Виардо, общение с крестьянством. Все это нашло отражение в творчестве Тургенева, в частности в таких его произведениях, как: ✓ Ранние поэмы "Параша", "Помещик"; ✓ Ранние повести "Андрей Колосов", "Три портрета"; ✓ Драматические произведения "Безденежье", "Месяц в деревне", "Нахлебник"; ✓ Повести о любви "Ася", "Первая любовь", "Переписка"; ✓ Рассказ " Му-му"; ✓ Сборник рассказов "Записки охотника"; ✓ романы "Рудин" (1855), "Дворянское гнездо" (1858), "Накануне" (1860); ✓ роман "Отцы и дети". 2. "Записки охотника"Книга "Записки охотника" представляет собой сборник рассказов на охотничью тематику, над которым Тургенев работал довольно долгое время, создав в итоге 25 рассказов, и его работу можно разделить на следующие этапы: ✓ первый этап (40-е гг. XIX в.), в котором в журнале "Современник" был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", и после его успеха Тургенев напечатал ряд небольших произведений, которые можно охарактеризовать следующим образом: • рассматривается проблема жестокости и уродства крепостного права и помещиков и драма русского народа; • преобладают традиции "натуральной школы": детальное описание быта, этнографии, бессюжетность, интерес к отдельным простым характерам, выхваченным из действительности; • создаются следующие рассказы: "Бурмистр", "Бирюк", "Контора", "Льгов", "Малиновая вода", "Ермолай и мельничиха", "Петр Петрович Каратаев"; ✓ второй этап (начало 50-х гг.) характеризуется следующим образом: • рисуются новые, более сложные образы героев, которые отличаются чувством собственного достоинства, появляется психологизм в описании натуры; • изображается развитие у крестьян народного самосознания; • расширяется жанровый состав рассказов, среди которых появляются: - лирические этюды ("Певцы"); - психологические новеллы ("Свидание"); - философские размышления ("Касьян с Красивой Мечи"); - пейзажи ("Лес и степь"), соединенные с зарисовками детских характеров ("Бежин луг"); - психологические портреты ("Однодворец Овсянников", "Гамлет Щигровского уезда"); - социальные зарисовки, свойственные первому этапу ("Два помещика"); ✓ третий этап (70-е гг.), характеризуется следующим образом: • возрождаются элементы романтизма; • возникают мотивы ощущения трагизма жизни; • создаются рассказы "Конец Чертопханова", "Стучит!", "Живые мощи". Сборник "Записки охотника" имеет следующее значение: ✓ является значительным шагом в творчестве самого Тургенева, так как рассказы, включенные в этот сборник, показывают эволюцию Тургенева как писателя и формирование у него основных литературных традиций и приемов; ✓ повлиял на творчество последующих поколений писателей второй половины XIX в., таких, как Некрасов и его народные поэмы, Салтыков-Щедрин и развиваемый им прием сатирической зарисовки, Толстой и созданный им в романе "Война и мир" народный эпос, а также на творчество писателей XX в., например М. Пришвина, К. Паустовского, М. Казакова. 3. Роман "Накануне"Роман И.С. Тургенева "Накануне" (1860) имеет тесную связь с тем необычным временем, в которое он создавался, и эта связь в первую очередь проявилась в политическом и социальном развитии страны, которая стояла на пороге отмены крепостного права (1860) и "накануне" многих изменений — веяний новой жизни, что во многом определило название романа. Герои романа Елена и Инсаров, по замыслу автора, явились как бы вестниками этих новых веяний и изменений. Роман "Накануне" можно охарактеризовать следующим образом: ✓ своеобразие тематики романа, которое заключается в следующем: • преобладание не только русской (Россия на пороге изменений), но и болгарской темы (главный герой имеет болгарское происхождение), и это было связано с внешней политической ситуацией и войной России на Балканах с Турцией; • актуальность итальянской темы, что связано с усилением национально-освободительного движения под предводительством Гарибальди в Италии против австрийского господства, которое вызвало восторженный отклик самого Тургенева; ✓ своеобразие композиции, которое заключается в сосредоточении всего действия вокруг темы любви, которая связана с центральной героиней Еленой Стаховой, имеющей четырех поклонников: Андрея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского и Инсарова, который оказывается в результате ее избранником; ✓ своеобразие в построении образа Инсарова, которое заключается в следующем: • отличается от остальных героев рядом личностных качеств (действенностью, стремлением отдать всего себя служению общественному благу, отсутствием эгоизма); • является обобщающим и включает в себя черты многих реальных людей, с которыми общался автор; ✓ реалистичное, а не идеалистичное отношение автора к герою Инсарова, которого он всячески "проверяет", перенося в определенные сложные ситуации; ✓ присутствие признаков "донкихотского типа" героя в образах Елены и Инсарова, и суть этих образов заключается в посвящении всего себя общественному и полном отсутствии эгоизма; ✓ своеобразие образа главной героини Елены Стаховой, которое выражается в таких чертах как: • сходство с другими тургеневскими женскими образами (Наталья Ласунская, Лиза Калитина) в таких качествах, как самостоятельность, нравственная чистота, решимость, романтическая настроенность, женственность; • отличие и индивидуальность образа Стаховой в таких чертах, как смелость и предрасположенность к подвигу, который она смогла осуществить в реальной жизни; ✓ тонкий психологизм, соединение героики с поэтичностью и проникновенным лиризмом; ✓ наличие тонко выписанных индивидуальных характеристик, портретов, пейзажей. 4. Роман "Отцы и дети"Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" является важнейшим произведением автора и имеет три редакции: ✓ первая редакция (1860-1861), в которой творческий замысел автора обретает реальные черты и впервые на суд публики выводится "русский Инсаров"; ✓ вторая редакция (1862), созданная в Париже, и причинами ее появления были требования редактора — издателя "Русского вестника" Каткова, в результате которых роман предстает в урезанном, искаженном виде, а автора критикуют и "правые" и "левые"; ✓ третья редакция (сентябрь 1862 г.), которая имеет следующие особенности: • автор возвращает главному герою Базарову его первоначальный облик, убирая те его черты, которые порочили его облик и которые автор был вынужден внести по требованию Каткова; • роман посвящается Белинскому, что указывает на его демократическую направленность; • усиливается критика "отцов". Своеобразие романа Тургенева "Отцы и дети" заключается в следующем: ✓ строгая ограниченность времени действия произведения двумя месяцами, но при этом все события вместе с эпилогом освещают период двух лет, и это имело следующее значение: • возможность сосредоточить внимание читателя на анализе психологии и характера главного героя и раскрытии сути его конфликта и противостояния с антагонистами; • отражение многих черт и примет современной автору эпохи — начала 60-х гг. XIX в., среди которых борьба за отмену крепостного права, борьба между поборниками старых архаических устоев и представителями молодого поколения, несущими новые веяния и новые взгляды на жизнь, и это столкновение художественно выражено в романе в противостоянии "отцов" и "детей"; ✓ отражение в романе следующих важных общественных тем: • политические и общественные споры разных поколений; • увлечения молодежи естественными дисциплинами; • полемика по вопросам искусства, науки, эстетики, литературы, • идейные искания накануне отмены крепостного права и крестьянской реформы; • ломка политических и социальных форм жизни; ✓ отражение русской действительности в композиции романа, своеобразие которой заключается в следующем: • построение определяется борьбой двух исторических тенденций того времени; • Базаров выдвигается на первый план как герой времени; • с главным героем соотносятся все остальные персонажи романа, и они находятся по отношению к нему в антитезе; • в построении романа используется принцип контрастности; • используется строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является сам Тургенев; • хронология нарушается введением предысторий отдельных персонажей, но эти отступления еще более помогают выражению авторской идеи о необратимости времени; • воспроизводятся два круга путешествий Базарова, когда и в первой и во второй части книги герой посещает сначала усадьбу своего друга, затем усадьбу Одинцовой (возлюбленной Базарова) и в конце свою собственную родительскую усадьбу, и это имеет следующее значение: - является своеобразием композиции романа; - отсылает к гоголевским традициям кольцевой композиции; - помогает автору более полно раскрыть черты и характер главного героя и других персонажей; - своеобразие, новаторство в построении образа главного героя Базарова, которое заключается в следующем: • создание нового героя - преобразователя, которого ждала русская литература, и его отличие от Рудиных и Печориных заключается в целостности его натуры, в которой соединены воедино знание, воля, мысль и дело и все это подчинено одной задаче — служению обществу; • собирательность образа Базарова, наличие черт ряда реальных русских деятелей: Белинского, Добролюбова, Бакунина, Спешнева; ✓ реалистичное отношение автора к своему главному герою и его убеждениям, не восхваление, не "романтизация" его идей, а трезвая оценка и развенчание нигилизма Базарова как несущего хаос; ✓ важность названия романа, которое отражает суть конфликта и главную идею автора — противостояние отцов и детей, их противопоставление друг другу, что сразу же настраивает читателя на восприятие и осознание этой антитезы, но при этом имеется в виду не столько возрастная разница этих двух групп, сколько разница в социальном положении и мировоззрении. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4478
| |