Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

Анализ "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина

  • Статья
  • Еще по теме

«Историю одного города» Салтыков-Щедрин писал с 1869 по 1870 годы. Своему произведению писатель придает форму летописи, которую якобы вели жители города Глупова, а сам выступает лишь в роли издателя.

В самом начале повествования в шаржированном виде изображается предыстория русского государства, а в основной части делаются откровенные намеки на период жизни России между 1731 и 1825 годами.

Созданному писателем произведению трудно подобрать жанровое определение. Изображенные события абсолютно нереальны, образы - фантастичны, все происходящее походит на какой-то кошмарный, бредовый сон, однако персонажи - и градоначальники, и народ - воспринимают все как нечто естественное, нормальное и даже должное.

Уже с первых строк писатель высмеивает взгляды, согласно которым история творится выдающимися личностями: императорами, полководцами, министрами. Поэтому историю города Глупова писатель представляет как жизнеописание градоначальников, как летопись их «замечательных» деяний.

Самым блестящим было правление градоначальника Бородавкина: взыскивая недоимки, он спалил 33 деревни и взыскал два рубля с полтиною. Замостил базарную площадь. Просил разрешения основать в Глупове академию, а когда запретили, построил съезжий дом (помещение при полицейском участке, где наказывали розгами). Градоначальник Негодяев размостил улицы и из добытого камня настроил монументов. А вот Перехват-Залихватский въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки. Рассказывает писатель и о майоре Прыще, у которого была фаршированная голова, о Брудастом, который произносил только два слова: «Не потерплю!» и «Раззорю!», так как в голове у него был смонтирован «органчик», способный выдавать только эти слова. Самым страшным оказался Угрюм-Бурчеев; «мрачный идиот», помешанный на муштре, он создал город-казарму, где все регламентировано, все все делают по команде. В этом образе нашли отражение черты и Павла I, и Николая I, и Аракчеева. Писатель создал образ-символ не только самодержавия, но всякой тирании и произвола.

Очень осторожно Салтыков-Щедрин говорит о возможности для народа иной судьбы: «Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов». Велико было желание сатирика увидеть народ пробудившимся, финальная сцена смерча и ее итог - «История прекратила течение свое» - символичны.

Основные приемы щедринской сатиры - фантастика, гротеск, аллегория, ирония, сарказм. Однако фантастика у художника реальна, она подчеркивает абсурдность, бессмысленность глуповской жизни.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7079