Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Сочинение: Как я понимаю образы Онегина и Печорина

  • Статья
  • Еще по теме

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин нарисовал жизнь России первой четверти 19 века.

Передовые люди того времени были недовольны политикой правительства. Одни вступали в тайные общества для борьбы с самодержавием, другие, разочарованные жизнью, не находя применения своим силам, избегая служить царизму, стояли в стороне от общественно-политической деятельности. Такие люди были обречены на бездеятельность, на отрыв от народа, на уход в узкий круг эгоистических интересов, что вызывало у них «душевную пустоту». В лице главного героя романа Евгения Онегина Пушкин изобразил представителя прогрессивных слоев дворянского общества первой четверги XIX века.

Читая роман, мы видим, как постепенно складывается характер Онегина. Он родился и вырос в Петербурге, получил типичное аристократическое воспитание под руководством иностранных гувернеров. Подобно многим, был увлечен шумной светской жизнью...

Но если в восемнадцать лет Онегина увлекла эта праздная, бездеятельная жизнь, то в двадцать шесть лет он, одаренный от природы, стоящий выше толпы, его окружавшей, начал «зевать средь модных и старинных зал». Разочарованный, он порывает со «светом» и пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Но здесь сказалось его барское воспитание. У Онегина не было любви к труду, не было внимания, он не мог себя заставить преодолевать трудности, поэтому его занятия не увенчались успехом.

Живя в деревне, Онегин не смог сойтись с соседями-помещиками, так как его интересы стояли выше разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Близко сошелся он только с Ленским. Друзья горячо спорили на различные темы. В таких спорах проявляется разнообразие их интересов, культурный уровень.

Онегин умел хорошо разбираться в людях. Поэтому, после первого визита к Лариным, он был удивлен, что Ленский увлечен Ольгой, а не Татьяной. Татьяна после первого же знакомства влюбляется в Онегина. Она сразу определила, что Онегин выше всяких Пустяковых, Петушковых, Буяновых. Онегин также понял из письма Татьяны, каким страстным сердцем одарена эта девушка, что душа ее младенчески чиста. Он был живо тронут письмом Татьяны, но не ответил на ее чувства, так как считал, что цель его жизни гораздо выше и значительнее, чем семейная жизнь.

Хотя Онегин внутренне презирал окружающую его среду, но он был рабом этого общества, не смог вырваться за его пределы, уступил «общественному мнению». Он испугался «шепота, хохота глупцов», сплетен и принял вызов Ленского. На дуэли он убил своего лучшего друга и глубоко переживает о случившемся.

В подавленном состоянии духа Онегин отправляется странствовать, но и путешествие не рассеяло его. Вернувшись в Петербург, он всем кажется чужим. Он оказался неприспособленным к жизненной борьбе, не нашел своего места в жизни. Судьба его глубоко трагична. Нам неизвестно, что стало дальше с Онегиным. Но ясно, что «силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла...»

Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имели своего Онегина», то есть человека, осужденного на праздность, бесполезного, сбитого с пути, везде лишнего. Одним из таких произведений является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Белинский так говорил о Печорине — герое романа: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени».

Что общего у этих героев и чем они отличаются друг от друга? Печорин и Онегин — люди одной среды, почти одинакового воспитания. Образ жизни Печорина во многом соответствует жизни Онегина. «В период моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, — пишет Печорин в своем дневнике, — я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело».

Как и Онегин, Печорин пробовал читать и учиться, но, признается он, «науки также надоели, я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и, чтоб ее добиться, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...»

Печорин попал на Кавказ, так как надеялся, «что скука не живет под чеченскими пулями». Но напрасно: через месяц и здесь ему стало скучно. Разочаровавшись во всем, Печорин считает, что его жизнь «становится пустее день ото дня».

Скука, разочарованность — вот что общее у Печорина с Онегиным, но многое и отличает их.

Онегин жил в пору подъема общественно-политической жизни, Печорин — в период реакции. Но если Онегин «зевал средь модных и старинных зал», то Печорин не «апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях».

Независимый, вдумчивый, обладающий проницательным умом, Печорин глубоко понимает людей, видит их пороки и недостатки. Он чувствует в себе «силы необъятные», но бессмысленно их растрачивает.

Лермонтов подчеркивает, что Печорин был жертвой той действительности, когда подавлялось малейшее проявление живой, свободной мысли, гнет самодержавия заглушал все передовое. Печорин становится «умной ненужностью», лишним, он одинок. У него нет друзей, да он и не ищет их.

Лермонтов выносит приговор людям, которые, подобно Печорину, скитаются «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха», которые «не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 63