Образ Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"
Онегина много и долго порицали. Тому дал повод и сам Пушкин: Без службы, без жены, без дел. Ничем заняться не умел. Позднее Онегина причислили к «лишним людям». Не имея возможности отрицать бесспорные интеллектуальные силы Онегина, называли его «умной ненужностью». Особенно досталось пушкинскому герою от русского историка В. О. Ключевского в 80-х гт. прошлого столетия. В статье «Евгений Онегин и его предки» он писал: «Это не столько тип, сколько гримаса, не столько характер, сколько поза, и притом чрезвычайно неловкая и фальшивая». Все критики: и Герцен, и Добролюбов, и Писарев, и Чернышевский — требовали от Онегина гражданственности. Почему он не стал издавать «Колокол» или «Северную звезду», почему не стал декабристом и пр. и пр.? Историк Ключевский не понял ни замыслов Пушкина, ни природы художественного образа. Да, Онегин не пополнил собой ряды активных диссидентов XIX в., не пошел на каторгу вслед за Пестелем, а позднее за Чернышевским, не стал «гражданином» в том смысле, какой придавал этому слову Некрасов. Не стал, и все тут. Но он же приятель Пушкина. В этом признался сам поэт, и вполне серьезно. Пушкин любил своего героя. В нем найдем мы и черты Чаадаева («Второй Чадаев, мой Евгений»), и Соболевского, скептика и острослова (огонь «нежданных эпиграмм» был не чужд Онегину), и Александра Раевского с его холодным умом, скептическим и язвительным, поразившим когда-то Пушкина: С его печальными речами Это были современники поэта, его собеседники, с кем он мог говорить на равных, читать им свои стихи, находить в них умных и образованных слушателей. Онегин не поэт, не общественный деятель, он, если хотите, обыкновенный молодой человек дворянского происхождения, состояние которого давало ему возможность жить независимо. Как обыкновенный человек, он увлекался и модой своих дней, и дендизмом. Применять к поведению Онегина слова «поза», «гримаса» и пр., как это делал уважаемый историк, нелепо и смешно. Пушкин любил своего героя, как любим его и мы. За что же? Да за его порядочность, бесспорную честность, за умение быть самим собой, независимым в своих оценках, суждениях, за его светскость. Пушкин иронически отзывается об образовании Онегина, но ведь его герой начитан. Он читает, и читает критически, часто поднимаясь над интеллектом авторов читаемых книг: Там скука, там обман иль бред. И что же он нашел интересного и полезного в этих книгах? Он оказался умным, взыскательным читателем и проницательно разобрался в них. Сверстник Онегина в XVI столетии англичанин Гамлет, как помнится, скептически и умно назвал большую часть написанного и напечатанного суесловием («Слова, слова, слова»). Именно этот трезвый, не замутненный ничьим авторитетом взгляд Онегина на вещи привлек к нему Пушкина. Сомненья нет: увы! Евгений Куда ушел и английский сплин и русская хандра? Как изменился этот молодой человек, который совсем недавно, как Чайльд Гарольд, «угрюмый, томный», появлялся в гостиных? Онегин полюбил впервые и серьезно, и вся энергия молодого организма забурлила. Сколько же ее было в нем! Он живет, в жизни появилась цель. Он страдает, но это страдание от молодости, от нерастраченных жизненных сил. Он трепетно ждет встречи с Татьяной — хоть на мгновенье. Он ждет се взгляда, брошенного пусть мимоходом, пусть случайно. Отчаявшись, пишет ей письмо, горячее, страстное, без тени притворства, без лукавой аффектации, полное сильного, искреннего мужественного чувства. Перед нами сильный человек, мужчина, готовый не молить о счастье, а бороться за него. Пушкин оставил своего героя в роковую минуту. Татьяна оказалась такой же сильной. Победила мораль, воспринятая с детства, принятая во всех домах России, принятая и самим Пушкиным. Кто же такой Онегин как литературный герой, обязанный, по мнению историков, гражданских критиков, выражать какую-нибудь идею, быть глашатаем политических или социальных откровений? Он обыкновенный, простой, отнюдь не выдающийся, средний, ничем особенно не примечательный, подобный многим своим сверстникам, здоровый физически и нравственно молодой человек, русский дворянин пушкинской поры. Он просто будет добрый малый. Как вы да я, как целый свет...
Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4539
| |