Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ повести "Капитанская дочка" Пушкина (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Источники произведения. Историзм повести

2. Образы и своеобразие повести

3. Жанровое своеобразие повести

1. Источники произведения. Историзм повести

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1832-1836) представляет собой особую грань таланта великого русского литератора первой половины XIX в. — его прозу. Повесть отличается глубоким историзмом и представляет собой научное и художественное исследование одного из важнейших исторических событий в развитии России в XVIII в. — восстание Емельяна Пугачева. Повесть имеет следующие исторические источники:

      исторические документы, государственные и частные архивные материалы;

      поездки Пушкина по тем местам, где разворачивались описываемые в повести события, и изучение этнографических материалов;

      беседы с очевидцами и участниками событий;

      изучение устных преданий, сказаний и песен, связанных с описываемыми событиями;

      изучение литературных и исторических произведений других авторов, посвященных данной тематике, и среди них можно выделить:

•        труды А. Сумарокова;

•        книгу неизвестного французского автора "Ложный Петр III";

•        "Рассказ моей бабушки" А.П. Крюкова;

•        рассказ Н.И. Стахова "Благодарность";

•        повесть П.М. Кудряшова "Сокрушитель Пугачева, Илецкий казак Иван";

      создание на основе найденного и переработанного материала исторического труда "История Пугачева", а затем и художественного произведения "Капитанская дочка".

Повесть "Капитанская дочка" как историческое произведение имеет следующие особенности:

      не несет ложной тенденциозности в повествовании, не изобилует ужасом и кошмаром, связанным с появлением Пугачева, а показывает, как казаки, крепостные башкиры и чуваши пошли за своим лидером;

      отвергает односторонность многих произведений, освещающих данные исторические события и личность Пугачева ("Ложный Петр III");

      по-своему дает толкование событий и поступков героев, например отказ от изображения Хлопуши как вмещающего в себя все негативные черты;

      развертывает единичный эпизод в грандиозную картину общественных потрясений;

      отвергает идеализацию предателя — адъютанта Ивана, который обманным путем поймал Пугачева.

"Основательное знакомство и тщательная работа с многочисленными источниками позволила Пушкину глубоко постичь историческую действительность и дать ее яркое реалистическое изображение" (Роговер).

2. Образы и своеобразие повести

Своеобразие повести "Капитанская дочка" в первую очередь обусловлено созданными в ней образами Гринева-младшего, Маши Мироновой, семейств Мироновых и Гриневых и, конечно, ярким образом Емельяна Пугачева, который выступает центральным образом повести и сосредоточивает вокруг себя все ее сюжетные линии и конфликты. Образы повести можно охарактеризовать следующим образом:

      важное место в композиции и системе характеров и образов семьи Гриневых, так как именно с рассказа об этой семье начинается повествование;

      тесная связь Гриневых с образами и характерами героев комедии Фонвизина "Недоросль", и это выражается в следующих деталях:

•        рассказ о женитьбе дядюшки;

•        большое количество детей, умерших в младенчестве;

•        сходное с фонвизинским изображение отпрыска — "недоросля" Петруши;

•        плохое воспитание подростков людьми, не склонными дать полезное и ценное юному Петруше и фонвизинскому недорослю;

•        юмор, переплетающий все нити повествования;

•        сходные картины помещичьего быта;

•        присутствие рабски преданного слуги рядом с юным героем;

      наличие ряда расхождений с фонвизинской пьесой, которые сводятся к следующему:

•        Гриневы не утратили связь с культурой XVIII в.;

•        Гринев-младший воплощает лучшие черты своих родителей — преданность долгу, честность, человечность;

•        семейство Гриневых свято чтит старые традиции: благословение, старинные заветы и обычаи;

      постоянное развитие и динамика характера Гринева-младшего, которые заключаются в росте его личности и постепенном взрослении, и это осуществляется автором через композицию повести, условно делящую повесть на три части и своеобразие которой заключается в следующем:

•        первая часть повествует об истории жизни Гринева до пугачевских событий;

•        вторая часть повести рассказывает о коллизиях судьбы героя во время пугачевских событий: захвата крепости, деяний Пугачева и его помощников и т. д.;

•        третья часть содержит в себе финальные эпизоды жизни Гринева в контексте его участия в пугачевских событиях, арест, суд и освобождение;

      своеобразие образа капитанской дочки Маши Мироновой, которое заключается в следующем:

•        эволюция образа ее личности и характера от неброскости и обыденности внешнего облика и застенчивости, молчаливости, преобладающих в характере, до раскрытия в процессе повествования и событий, происходящих с героями, таких черт личности, как внутренняя красота, мужество, твердость и в то же время нежность и чуткость;

•        тесная сращенность с фольклором и облика, и судьбы героини: спасение ее "разбойником", сказочность в преодолении жизненных препятствий, народность имени, языка, портрета, поведения;

      своеобразие и яркость центрального героя повести — Емельяна Пугачева, и это своеобразие проявляется в следующем:

•        преодоление той тенденциозной линии, которая преобладала в изображении Пугачева в русской литературе того времени и изображала его как дикого и имеющего жестокие и страшные пороки бунтаря;

•        пренебрежение сложившимися в литературе стереотипами в изображении образа Пугачева, начиная с описания его внешнего облика, который воспроизводится до мельчайших индивидуальных деталей ("плутовской" прищур глаз, седина в бороде, веселый непритворный смех и т. п.);

•        самобытность речи, в которой много пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и т. п.;

•        существенность внутренних черт вожака бунтарей: размах натуры, великодушие, смелость, справедливость и т. п.;

•        связь образа Пугачева с фольклорными мотивами и народным творчеством (рассказы самого Пугачева, эпиграфы к главам);

•        важнейшая роль Пугачева в сюжете повести: спасение Маши от гнева сподвижников, благословение Маши и Гринева;

•        рассмотрение образа Пугачева не идеализированно, а с позиции историзма и объективной правды, указание на его безудержную жестокость по отношению к невинным, совершенные им массовые убийства и т. п.

Новаторство повести в первую очередь определяется ее необычным, нетрадиционным освещением исторических героев и вымышленных персонажей.

3. Жанровое своеобразие повести

Ведется много споров по поводу жанра повести. Жанровое своеобразие повести "Капитанская дочка " заключается в следующем:

      имеет некоторые черты романа, среди которых можно выделить:

•        сюжетные линии и отдельные положения;

•        характеристику, данную в отношении жанра самим Пушкиным;

•        учет традиций романов Вальтера Скотта и М. Загоскина;

•        деление книги на главы;

•        введение широко охваченного жизненного материала;

      имеет и черты повести, к которым относятся следующие:

•        малый объем;

•        предельный лаконизм изложения;

•        эпичность, которая присуща именно повести;

•        хроникальный сюжет;

•        тесная связь с народным преданием;

      может быть названа исторической повестью, так как отражает события прошлого, опираясь при этом не только на художественный вымысел, но и на реальные исторические исследования и документы;

      имеет своеобразную форму повествования - "Записки" от первого лица Петра Гринева, которые создаются не в процессе описываемых событий, а после них, и это создает тенденцию мемуарного романа;

      имеет черты хроники, но при этом является семейной хроникой, повествующей об истории семей Мироновых и Гриневых в годы драматических исторических событий в стране;

      имеет черты сказки, которые выражаются в следующем:

•        герой, отправляясь в дорогу, находит волшебных помощников, теряет и снова находит свою невесту, проходя при этом через ряд испытаний;

•        используются различные фольклорные элементы - песни, притчи, пословицы и поговорки.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2994