Анализ повести "Капитанская дочка" Пушкина (конспект лекции)
1. Источники произведения. Историзм повести 2. Образы и своеобразие повести 3. Жанровое своеобразие повести 1. Источники произведения. Историзм повестиПовесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1832-1836) представляет собой особую грань таланта великого русского литератора первой половины XIX в. — его прозу. Повесть отличается глубоким историзмом и представляет собой научное и художественное исследование одного из важнейших исторических событий в развитии России в XVIII в. — восстание Емельяна Пугачева. Повесть имеет следующие исторические источники: ✓ исторические документы, государственные и частные архивные материалы; ✓ поездки Пушкина по тем местам, где разворачивались описываемые в повести события, и изучение этнографических материалов; ✓ беседы с очевидцами и участниками событий; ✓ изучение устных преданий, сказаний и песен, связанных с описываемыми событиями; ✓ изучение литературных и исторических произведений других авторов, посвященных данной тематике, и среди них можно выделить: • труды А. Сумарокова; • книгу неизвестного французского автора "Ложный Петр III"; • "Рассказ моей бабушки" А.П. Крюкова; • рассказ Н.И. Стахова "Благодарность"; • повесть П.М. Кудряшова "Сокрушитель Пугачева, Илецкий казак Иван"; ✓ создание на основе найденного и переработанного материала исторического труда "История Пугачева", а затем и художественного произведения "Капитанская дочка". Повесть "Капитанская дочка" как историческое произведение имеет следующие особенности: ✓ не несет ложной тенденциозности в повествовании, не изобилует ужасом и кошмаром, связанным с появлением Пугачева, а показывает, как казаки, крепостные башкиры и чуваши пошли за своим лидером; ✓ отвергает односторонность многих произведений, освещающих данные исторические события и личность Пугачева ("Ложный Петр III"); ✓ по-своему дает толкование событий и поступков героев, например отказ от изображения Хлопуши как вмещающего в себя все негативные черты; ✓ развертывает единичный эпизод в грандиозную картину общественных потрясений; ✓ отвергает идеализацию предателя — адъютанта Ивана, который обманным путем поймал Пугачева. "Основательное знакомство и тщательная работа с многочисленными источниками позволила Пушкину глубоко постичь историческую действительность и дать ее яркое реалистическое изображение" (Роговер). 2. Образы и своеобразие повестиСвоеобразие повести "Капитанская дочка" в первую очередь обусловлено созданными в ней образами Гринева-младшего, Маши Мироновой, семейств Мироновых и Гриневых и, конечно, ярким образом Емельяна Пугачева, который выступает центральным образом повести и сосредоточивает вокруг себя все ее сюжетные линии и конфликты. Образы повести можно охарактеризовать следующим образом: ✓ важное место в композиции и системе характеров и образов семьи Гриневых, так как именно с рассказа об этой семье начинается повествование; ✓ тесная связь Гриневых с образами и характерами героев комедии Фонвизина "Недоросль", и это выражается в следующих деталях: • рассказ о женитьбе дядюшки; • большое количество детей, умерших в младенчестве; • сходное с фонвизинским изображение отпрыска — "недоросля" Петруши; • плохое воспитание подростков людьми, не склонными дать полезное и ценное юному Петруше и фонвизинскому недорослю; • юмор, переплетающий все нити повествования; • сходные картины помещичьего быта; • присутствие рабски преданного слуги рядом с юным героем; ✓ наличие ряда расхождений с фонвизинской пьесой, которые сводятся к следующему: • Гриневы не утратили связь с культурой XVIII в.; • Гринев-младший воплощает лучшие черты своих родителей — преданность долгу, честность, человечность; • семейство Гриневых свято чтит старые традиции: благословение, старинные заветы и обычаи; ✓ постоянное развитие и динамика характера Гринева-младшего, которые заключаются в росте его личности и постепенном взрослении, и это осуществляется автором через композицию повести, условно делящую повесть на три части и своеобразие которой заключается в следующем: • первая часть повествует об истории жизни Гринева до пугачевских событий; • вторая часть повести рассказывает о коллизиях судьбы героя во время пугачевских событий: захвата крепости, деяний Пугачева и его помощников и т. д.; • третья часть содержит в себе финальные эпизоды жизни Гринева в контексте его участия в пугачевских событиях, арест, суд и освобождение; ✓ своеобразие образа капитанской дочки Маши Мироновой, которое заключается в следующем: • эволюция образа ее личности и характера от неброскости и обыденности внешнего облика и застенчивости, молчаливости, преобладающих в характере, до раскрытия в процессе повествования и событий, происходящих с героями, таких черт личности, как внутренняя красота, мужество, твердость и в то же время нежность и чуткость; • тесная сращенность с фольклором и облика, и судьбы героини: спасение ее "разбойником", сказочность в преодолении жизненных препятствий, народность имени, языка, портрета, поведения; ✓ своеобразие и яркость центрального героя повести — Емельяна Пугачева, и это своеобразие проявляется в следующем: • преодоление той тенденциозной линии, которая преобладала в изображении Пугачева в русской литературе того времени и изображала его как дикого и имеющего жестокие и страшные пороки бунтаря; • пренебрежение сложившимися в литературе стереотипами в изображении образа Пугачева, начиная с описания его внешнего облика, который воспроизводится до мельчайших индивидуальных деталей ("плутовской" прищур глаз, седина в бороде, веселый непритворный смех и т. п.); • самобытность речи, в которой много пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и т. п.; • существенность внутренних черт вожака бунтарей: размах натуры, великодушие, смелость, справедливость и т. п.; • связь образа Пугачева с фольклорными мотивами и народным творчеством (рассказы самого Пугачева, эпиграфы к главам); • важнейшая роль Пугачева в сюжете повести: спасение Маши от гнева сподвижников, благословение Маши и Гринева; • рассмотрение образа Пугачева не идеализированно, а с позиции историзма и объективной правды, указание на его безудержную жестокость по отношению к невинным, совершенные им массовые убийства и т. п. Новаторство повести в первую очередь определяется ее необычным, нетрадиционным освещением исторических героев и вымышленных персонажей. 3. Жанровое своеобразие повестиВедется много споров по поводу жанра повести. Жанровое своеобразие повести "Капитанская дочка " заключается в следующем: ✓ имеет некоторые черты романа, среди которых можно выделить: • сюжетные линии и отдельные положения; • характеристику, данную в отношении жанра самим Пушкиным; • учет традиций романов Вальтера Скотта и М. Загоскина; • деление книги на главы; • введение широко охваченного жизненного материала; ✓ имеет и черты повести, к которым относятся следующие: • малый объем; • предельный лаконизм изложения; • эпичность, которая присуща именно повести; • хроникальный сюжет; • тесная связь с народным преданием; ✓ может быть названа исторической повестью, так как отражает события прошлого, опираясь при этом не только на художественный вымысел, но и на реальные исторические исследования и документы; ✓ имеет своеобразную форму повествования - "Записки" от первого лица Петра Гринева, которые создаются не в процессе описываемых событий, а после них, и это создает тенденцию мемуарного романа; ✓ имеет черты хроники, но при этом является семейной хроникой, повествующей об истории семей Мироновых и Гриневых в годы драматических исторических событий в стране; ✓ имеет черты сказки, которые выражаются в следующем: • герой, отправляясь в дорогу, находит волшебных помощников, теряет и снова находит свою невесту, проходя при этом через ряд испытаний; • используются различные фольклорные элементы - песни, притчи, пословицы и поговорки. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3213
| |