Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Сочинение: Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")

  • Статья
  • Еще по теме

После первой же пьесы А. Н. Островского стали называть Колумбом Замоскворечья, но это было лишь начало. Он открыл для зрителей и читателей не только Замоскворечье, но со всеми подробностями быта, нравов, истории показал всю Россию. Дей­ствие его пьес происходило то в языческие времена в царстве Берендея, то в смутное время в Москве, а то переносилось во вторую половину XIX века в уездный городишко Калинов.

Пьесу «Гроза» Островский написал после путешествия по Волге, где ему открылся новый, невиданный мир русской жизни, что дало основание критикам сказать: «Грозу» не Островский написал... «Грозу» Волга написала».

Воображение автора переносит нас в небольшой приволж­ский городок Калинов, с купеческими лабазами, старинной по­луразрушенной церковью и многими новыми, с садом над рекой и необъятными просторами вдали. Тихая, медленная, сонная жизнь. Но это лишь на первый взгляд. За высокими заборами и глухо запертыми воротами идет своя жизнь. Семья — дело тайное. Но от этих тайн одним весело, а другие волком воют. Сильные тиранят слабых, едят поедом, а в мещанстве ничего нет, «кроме грубости да бедности нагольной», чиновничество кляузничает да судится. Жестокие нравы в городе Калинове, жестокие. И хозяе­ва жизни известны: Дикие да Кабановы.

Савлу Прокофьевичу Дикому «везде место», до всего есть дело, потому что он хозяин, потому что богат, а богатство свое по копейке складывает. Копейки — пустяк, а из них тысячи составляются. Поэтому так не любит Дикой деньги отдавать и причины выискивает, чтобы деньги в руках остались, а уж если и отдаст, все одно обругает. Так поступает он с племянником Борисом, задерживая под разными предлогами наследство. Словно с цепи срываясь, ругает Кулигина, попросившего денег на благоустройство города. Не ругает он только тех, кто может дать ему отпор, зато потом свой гнев на домашних выместит, совсем их загонял. Поэтому жена его и умоляет всех: «Батюш­ки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»

Другой представляется Кабаниха: блюстительницей стари­ны, семейных устоев, веры. Но благочестие ее лишь маска. Под ней — властная хозяйка, привыкшая к беспрекословному подчинению, ханжа. Она мягко стелет, да жестко спать. Свои­ми тихими попреками она измучила всю семью: сын Тихон лишен воли и самостоятельности, дочь Варвара вынуждена лгать, а невестка ничем угодить не может. И все это прикрыто рассуждениями о «прелестях» домостроя и грехах тяжких.

Вот от таких-то людей, без ума и сердца, от «темного царства» Диких и Кабановых, от их самодурства глохнет и чахнет человеческое в человеке.

Тихон Кабанов — человек по натуре незлобивый, добрый, но безвольный. Он боится матери, не перечит ей в делах, даже семейная жизнь его идет по материнской указке. Надо жену поучить — поучит, а прикажут — побьет, хоть и не в его это характере. Зато вдали от материнского ока он проявляет «са­мостоятельность» — пьет и гуляет без меры.

Варвара, сестра Тихона, иная. Она смелее брата, но дейст­вует не открыто, а исподтишка, обманом и хитростью. Она давно раскусила ханжество матери и не желает подчиняться ей, но и протестовать не хочет, а когда терпеть невмочь, бежит из дома с Кудряшом.

Кудряш ей под стать. Он силен, свободолюбив, «рабство­вать» не умеет, может за себя постоять. Но методы его прими­тивны: постращать хорошенько, поругаться, «уважить» по-сво­ему. Работая на Дикого, Кудряш, видимо, и себя не забывает.

Из жителей города выделяется только Кулигин, механик-самоучка. Он любознателен, умен, все занимает его: природа, наука, городские нравы. Он старается понять не только при­роду, но и объяснить причины социальной несправедливости. Его наблюдения над жизнью мудры, хоть и не способствуют ее исправлению. Он не находит ничего лучше, чем призывать к терпению и покорности.

Странен в городской среде и Борис, племянник Дикого. Его жизнь здесь напоминает ссылку, да и по сути своей тако­вой является. Отец Бориса, женившись на «благородной», от­деляется от купечества, и дети его воспитаны и образованы по-другому. Попадая в чужой ему мир, Борис не чувствует себя свободным. Он зависит от произвола дяди, терпит его откро­венные издевательства из-за наследства, не пытаясь изменить свою судьбу. Даже любовь не всколыхнула его, он не способен к сопротивлению, а продолжает плыть по воле волн.

Не такова Катерина. Это сильная, цельная, но в то же время поэтическая натура. Недаром так часто она говорит о птицах, завидует их полету. У нее легкая, летящая, свободная душа, не привыкшая к подчинению. Она не прощает обид, как в детстве, когда не побоялась уйти из дома от несправедливости. «Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она Варваре. Катерина не умеет лгать и притворяться, поэтому кается принародно перед мужем и свекровью в пре­ступной, с точки зрения «темного царства», любви. Но для себя она не преступница. Любовь для нее — воля, настоящая жизнь. Ей нужен свет, простор, во имя него она готова на все, а когда свет гаснет, гаснет и желание жить. Вернуться домой — что лечь в могилу. И Катерина не идет на компромисс, она предпочитает смерть физическую смерти духовной.

Гибель Катерины всколыхнула затхлое болото «темного цар­ства» города. В тех, кто никогда на это не был способен, за­жглись искры протеста. Бессловесный Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин высказался открыто. Наконец-то город Калинов и его обитатели начали понимать, что так жить, как они жили, нельзя. Но для этого им нужен был свой луч света.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2270