Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Образ Катерины (сочинение по пьесе "Гроза" Островского)

  • Статья
  • Еще по теме

Драма «Гроза» явилась новаторским произведением не только в контексте творчества А.Н. Островского, но и во всей русской литературе. В ней впервые был изображён характер, который разительно отличался от традиционных персонажей классических пьес. До тех пор он был неведом читателю, но уже вызревал в реальной жизни, в российской провинции. Появление героев, подобных Катерине, стало потребностью времени: душная атмосфера застоя требовала очистительной грозы, находящей своё выражение в протесте наиболее сильных личностей против постылых условий среды.

В своей известной статье А.Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». В самом деле, её характер, вся её жизнь с самого начала находятся в резком контрасте с обстановкой, в которую она попала после замужества.

Юность Катерины ассоциируется со свежим утром, восходом солнца, светлыми надеждами и радостными молитвами. Она воспитывалась в любви и холе, росла весёлой, живой, жизнерадостной. Ей трудно жить в семье мужа, где «всё как будто из-под неволи». Взамен жизнелюбивого христианского мироощущения здесь царит ханжество, которое противно искренней душе Катерины.

Катерина не любит лгать, притворяться, всякое душевное проявление отражается у неё внешне. Она и молится так же — с ангельской улыбкой на лице, а «от лица-то как будто светится». «Домострой» предписывал на церковной молитве «очи долу имети», а Катерина устремляет свои очи горе. А ведь по старым канонам молиться надлежало «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами».

Искренность сочетается в характере Катерины с вольнолюбием, которое было свойственно ей с детства. Взрослая героиня сравнивает себя с птицей: «…Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».

В доме Кабановых, где гасится всякий человеческий порыв, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии, которую она понимает как присутствующую в мире любовь. Она искренне старается полюбить мужа, свекровь, но эта её готовность остаётся невостребованной — в этой семье от неё ждут безоглядного подчинения, а не живого чувства. Желание любить и быть любимой находит у Катерины выход в её чувстве к Борису, в отношениях с которым она так же искренна и простосердечна, как и во всех своих словах и поступках.

Будучи натурой мягкой и поэтичной, Катерина в то же время обладает недюжинной силой характера, что и позволяет ей остаться верной себе до самого конца. Жить так, как ей предлагают (как учит, например, золовка Варвара), лицемерить и малодушествовать она не хочет, а жизнь, о которой мечтается, в этих условиях для неё невозможна. Её любовь к хорошему, но, увы, бесхарактерному человеку оборачивается для неё страданием, поскольку на протяжении всего времени её не оставляет сознание греховности этого чувства. Ответственность за него Катерина несёт в одиночку: герой её романа не способен противиться обстоятельствам.

В характере Катерины есть ещё одна черта, которая вызывает уважение: она мужественна как в своём «преступном» любовном увлечении, так и в принародном покаянии, хотя редкий человек, на мой взгляд, может переживать подобные моменты с достоинством.

В душе её, кажется, не остаётся ни одного уголка, который не был бы высвечен, открыт для понимания. Подвергая себя суду собственной совести, Катерина оставляет последнее слово за собой, что позволяет видеть в ней сильную, хотя и подавляемую условиями среды личность. Её уход из жизни был предрешён («В окно выброшусь! В Волгу кинусь!» — сказано задолго до развязки). По большому счёту, Катерину трудно в чём-либо упрекнуть — цельность её натуры восхищает.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
21
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12103