Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Биография и творчество Островского А.Н.

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Николаевич Островский — драматург, театральный деятель. Он родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Отец его был сыном священника, который после окончания духовной академии состоял на государственной службе, за что позднее получил дворянство. Мать писателя, красивая женщина с прекрасной душой, была из семьи бедного священника. Она рано умерла (1831), и отец Александра женился во второй раз. Мачеха принадлежала к старинному дворянскому роду обрусевших шведов. Она изменила патриархальный замоскворецкий уклад жизни семьи на дворянский, стремилась дать детям (своим и пасынкам) хорошее образование. В семье царил достаток, потому что отец писателя успешно занимался частной практикой. С 1841 года он был преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. Писатель получил хорошее образование. Он учился в одном из лучших средних учебных заведений гуманитарного профиля — первой Московской гимназии, которую закончил в 1840 году. С 1840 по 1843 годы Островский занимается на юридическом факультете Московского университета. Здесь в это время преобладали антикрепостнические настроения, были прекрасные преподаватели.

Островский начал писать еще в гимназии. В студенческие годы он продолжал заниматься литературой, много времени проводил в театре. Великие актеры того времени П. С. Мочалов и М. С. Щепкин были кумирами молодежи. Скоро увлечение литературой и сценой привели к тому, что Островский решил уйти из университета. Уступив настояниям отца, он поступает на службу в Московский совестный суд. Здесь разбирались имущественные споры, преступления несовершеннолетних. В 1845 году Островский переходит на работу в Московский коммерческий суд, но там он служит только до 1851 года. Это занятие молодой Островский оставляет, чтобы посвятить себя литературе. Он сочиняет стихи, пишет очерки, пробует свои силы в драматургии. 14 февраля 1847 года Островский с успехом читает свою пьесу «Семейная картина» в доме литератора С. П. Шевырева. Это событие писатель считал началом своей профессиональной деятельности. В 1849 году драматург пишет пьесу «Свои люди — сочтемся!», которая была напечатана в журнале «Москвитянин». Эта пьеса принесла известность Островскому, но ее постановку цензура запретила. Автор оказался под негласным надзором полиции.

В 50-е годы он активно сотрудничает с журналом «Москвитянин» под редакцией М. Н. Погодина. Вместе с Л. Л. Григорьевым, Е. Н. Эдельсоном, Б. Н. Алмазовым Островский входит в состав «молодой редакции», выступающей за реалистическое искусство, обращенное к народному быту и фольклору. Это был кружок единомышленников и друзей, в него входили актеры, музыканты, художники и скульпторы. Благодаря дружбе с исполнителями народной песни писатель мог пополнить свои знания в области народного фольклора и живой речи городского простонародья.

В сороковых годах Островский вступает в гражданский брак с мещанкой Агафьей Ивановой. Это была умная и тактичная женщина, которая сыграла большую роль в жизни драматурга. В 1867 году Иванова умирает, и через два года Островский женится на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У них к этому времени уже были дети. Васильева вела светский образ жизни, и это осложняло ее отношения с мужем. Материальное положение Островского было очень тяжелым. Будучи признанным главой среди драматургов России, все время напряженно работая, он сильно нуждался. Но это не мешало Островскому стать одним из основателей и активным сотрудником «Литературного фонда» (1859), призванного помогать трудовой интеллигенции. Он создал «Артистический кружок» (1865) для помощи начинающим актерам, «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874), которое защищало их авторские права. «Общество» пропагандировало произведения русских драматургов, издавая литографированные пьесы, организовывало публичные спектакли. Островский все время работал с актерами и начинающими драматургами, пытаясь компенсировать отсутствие государственной поддержки русского театра.

Писатель постоянно жил в Москве. Он любил этот город, считал его сердцем России.

Часто Островский жил в костромском имении Щелыкове, которое его отец купил в 1847 году. Первый раз писатель поехал туда в 1848 году. По пути он побывал в старинных русских городах Переславле-Залесском, Ростове, Ярославле, Костроме. После смерти отца имение перешло во владение Островского и его брата. Писатель любил бывать в этом имении и написал здесь многие пьесы. В Щелыкове он умер, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра» 2(14) июня 1886 года.

Творческий путь Островского можно разделить на следующие периоды: ранний, 1847—1851 годы — поиски своего пути, завершившиеся триумфом комедии «Свои люди — сочтемся!», произведения этого периода можно отнести к «натуральной школе»; москвитянинский период, 1852—1854 годы — сотрудничество в журнале «Москвитянин», участие в его «молодой» редакции, которая находилась под влиянием взглядов славянофилов (пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»); предреформенный период, 1855— 1860 годы — сближение с революционно-демократическим лагерем (пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза»); с 1861 года начинается последний, пореформенный период.

До 1861 года Островский находится в поиске: он ищет свой собственный путь в творчестве. К моменту создания «Грозы» (1859) мировоззрение и основные творческие принципы Островского уже определились. Эта пьеса стала вершиной творчества драматурга. В ней писатель показал народный героический характер. Так Добролюбов называет главную героиню «Грозы» «лучом света в темном царстве» («Луч света в темном царстве» [1860]).

Добролюбов подчеркивает важность того, что Катерина выросла в том же патриархальном Калинове, который сформировал и других героев драмы. В характере этой женщины, при внешней ее подчиненности патриархальному укладу, живет неистребимая любовь к «воле», что видно даже из ее рассказа о своем девичестве. Катерина ощущает себя личностью, ее любовь далека от стремления к запретным удовольствиям. Это одухотворенное и сильное чувство. Однако Катерина воспитана так, что считает свою любовь страшным грехом. Катерина очень одинока. Все, в чем она пытается найти поддержку, рушится, оказывается пустой оболочкой без содержания. Мир патриархального семейного уклада умирает, в нем нет места человечности, там царит лицемерие и ханжество. Так социально-бытовая драма из жизни купечества у Островского становится трагедией. Катерина живет в эпоху исторического перелома, и поэтому ее «личная» трагедия становится столь масштабной и символичной. В статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов дает революционно-демократическое толкование этой драмы.

Значение творчества Островского для русской литературы огромно. Именно он создал русский национальный театр. Особенно остро проблема создания такого театра встала в середине XIX века. Публика хотела видеть на сцене свою жизнь. Островский и создал театр для новых демократических слоев театральной публики. Его театр проповедовал гуманные идеалы, близкие всем зрителям в театре. Пьесы Островского удивительно точно и чутко реагировали на явления общественной жизни современников. Он стоял на позициях демократического просветительства, был противником революционного пути преобразования общества. Его пьесы всегда доносят авторское отношение к изображаемому, жизнь в них увидена глазами тех, кто трудится. Их нравственные критерии служат эталоном для драматурга.

Островский создавал разные по жанру произведения, но больше всего он написал комедий. Это объясняется традицией русской комедии, которая позволяет критиковать социальные недостатки и несет в себе элементы драмы.

Новаторство Островского заключается в том, что в его пьесах действие развивается неторопливо, напоминая роман. С другой стороны, в них присутствуют элементы древнего театра — зрелища, обрядового действа. В его драматургии четко выражено стремление к сохранению жанра, амплуа и типажности персонажей. Он показал влияние острых проблем современности на жизнь «человека простого сознания». Как театр Шекспира в Англии или театр Мольера во Франции уходят своими корнями в народную культуру, так и театр Островского в России стал национальным вариантом европейской драмы.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7321