Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

"Артистический кружок" Островского. Общественная деятельность Островского

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Николаевич Островский был не только великим драматургом, завершившим построение национального театра, он являлся и человеком самых разносторонних интересов. Островский был тесно связан со многими писателями, артистами, с лучшими представителями всего русского искусства, а также с деятелями науки и культуры. Он находился в дружеских отношениях с живописцами В.Г. Перовым. В.Е. Маковским, П.М. Боклевским — знаменитым иллюстратором произведений Гоголя. Среди его знакомых были такие знаменитые музыканты и композиторы, как П И. Чайковский. Н.Г. Рубинштейн. В доме Островского бывали и видные представители науки — знаменитый физиолог И.М. Сеченов, историк И.Е. Забелин, литературовед Н.С. Тихонранов. Все это создавало ту культурно-научную среду, в недрах которой формировались многие важнейшие общественно-просветительские идеи того времени. У истоков многих из них стоял Островский.

Он был талантливым организатором, активная деятельность которого помогла не только реформировать русский театр, но и создать многие важные общественно-культурные объединения. По инициативе драматурга, а также композитора Н.Г. Рубинштейна, артиста П.М. Садовского и писателя В.Ф. Одоевского 14 ноября 1865 года был открыт «Артистический кружок» Островского. Он ставил перед собой весьма разнообразные задачи. Особая роль этого объединения, по мысли его создателя, должна была состоять в эстетическом воспитании артистов и в повышении культурного уровня общества. «Артистический кружок» Островского устраивал публичные концерты и литературные вечера, ставил спектакли, создал библиотеку, организовал театральные курсы. Александр Николаевич предлагал издавать художественный журнал для артистов, но эта его задумка не осуществилась — недоставало средств.

Островский многие годы был не только идейным руководителем «Артистического кружка», но и его старшиной, заведующим драматической частью. Он неоднократно выступал здесь с чтением своих пьес, таких как «Пучина», «Бешеные деньги» и других. Именно Островскому приходилось выступать от имени кружка на юбилеях артистов и писателей. Открывая 4 мая 1869 года собрание, посвященное пятидесятилетию литературной деятельности писателя И.И. Лажечникова, драматург сказал: «Артистический кружок», поставив себе целью по мере возможности поддерживать живую связь между искусством и обществом, счел своею непременною обязанностью явиться посредником между московскою публикою и глубокоуважаемым ею юбиляром».

«Артистический кружок» Островского просуществовал до 1883 года. Он оказал на театральную жизнь Москвы самое благотворное влияние. Он отчасти заменил театральную школу. Как отмечает сам Островский, именно благодаря деятельности «Артистического кружка» на сцене заблистали такие замечательные русские актеры, как М.П. Садовский, О.О. Садовская, В.А. Макшеева, он открыл русской публике талант П.А. Стрепетовой.

Но не только всем этим замечательна деятельность «Артистического кружка» Островского. Он помог организации других объединений, развивающих сходные направления культурно-эстетической деятельности. Так, в недрах «Артистического кружка» зародилась идея организации Общества русских драматических писателей. Оно тоже было создано но инициативе Александра Николаевича и имело целью, в частности, охрану авторских прав драматургов и улучшение их материального положения.

Под руководством Островского при Обществе была создана великолепная библиотека, учреждена Грибоедовская премия за лучшую пьесу сезона. Общество участвовало в проведении многих крупных литературно-театральных и музыкальных мероприятий, в частности, в знаменитом торжестве по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Это событие сплотило всю литературную и культурную общественность страны. На открытии памятника Пушкину прозвучали знаменитая Пушкинская речь Достоевского, яркое выступление Тургенева и других знаменитых русских писателей и поэтов. Речь Островского, по воспоминанию одного из очевидцев, «была очень тепла, светла и красива».

Общественная деятельность Островского не ограничивалась «Артистическим кружком» и Обществом русских драматических писателей. Он выполнял поручения Литературного фонда, помогал начинающим драматургам, выступал с чтением своих пьес на благотворительных вечерах. Его необыкновенная энергия просто поражала современников. Ведь при этом он до конца жизни продолжал писать пьесы, много сил и времени занимала его работа в качестве художественного руководителя московских императорских театров и, конечно, его любимого детища, Малого театра. Но иначе Островский не мыслил своего существования. «Я, как только стал на ноги, так и начал другим помогать», — говорил он. В этом он видел свой гражданский долг: «Я как русский готов жертвовать для отечества всем, чем могу». Недаром к Островскому, человеку исключительно широкой культуры, гуманному, радушному и деликатному, тянулись люди самых разных социальных положений и профессий.

«Артистический кружок» Островского вошел в историю как замечательное явление культурно-общественной жизни эпохи.
 

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8374