Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Анализ пьесы "Гроза" Островского А.Н.

  • Статья
  • Еще по теме

«Гроза» была написана быстро: начата в июле и закончена 9 октября 1859 г. В том же году пьеса была поставлена на сцене. Впервые «Гроза» была напечатана в журнале «Библиотека для чтения», 1860, № 1. Пьеса была удостоена Уваровской премии как лучшее драматическое произведение. Критик-демократ Н.А. Добролюбов посвятил «Грозе» статью «Луч света в темном царстве», в которой назвал произведения Островского «пьесами жизни».

Концепт воля – основной в «Грозе». Воля в русском языке многозначное слово. Это свобода в поступках, отсутствие принуждения, власть или сила, право, желание, стремление, независимость, свобода и т.д. Все эти смыслы раскрываются в пьесе.

Главная антитеза: воля – неволя. Калинов, раскинувшийся на высоком берегу Волги, – красивый город. Кулигин говорит: «…пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. … Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кулигин – единственный образованный человек в этом городе, где царит невежество и где на него смотрят как на юродивого. Кулигин – изобретатель (его прототипом был уникальный механик-самоучка И.П. Кулибин), он хочет, чтобы в городе были хоть такие элементы европейской цивилизации, как часы и громоотвод, но калиновцам это не нужно. Вольный волжский простор и несвободная жизнь домочадцев калиновских самодуров. Калиновцы живут в неволе, об этом рассказывает Борису Кулигин.

Марфа Игнатьевна Кабанова хочет, чтобы все шло в соответствии с обычаями, традициями, законами, предписаниями. Она считает, что жизнь должна быть регламентирована: «Оно все лучше, как приказано-то». Для нее нет ничего страшнее воли. «Я давно вижу, что вам воли хочется», – говорит она детям и невестке. Осуждают волю и многие русские пословицы: «Волю дать – добра не видать», «Воля портит, а неволя учит», «Не бойся неволи, а бойся воли», «Воля заведет в неволю», «Своя воля страшней неволи», «Неволя крушит, а воля губит», «Воля и хорошую жену портит». Но пословицы о воле амбивалентны. С другой стороны: «Своя волюшка раздолюшка», «По своей воле лучше неволи», хотя пословиц, осуждающих волю, гораздо больше. В соответствии с пословицей «Чья сила, того и воля» Кулигин говорит Дикому: «Силы у вас, ваше степенство, много, была б только воля на доброе дело».

Тихон с удовольствием уезжает из дому, оставляя жену, так как очень хочет вырваться на волю. Он объясняет Катерине: «…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»

Катерине дорого ее детство, когда она жила, «точно птичка на воле». А в доме свекрови «все как будто из-под неволи». Желание Катерины полететь связано с тем, что у нее тоже нет своей воли. Ей хочется вырваться на волю. С этим желанием связана и ее любовь к Борису. Варвара так понимает волю: «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Но для Катерины это неприемлемо. Для Катерины нет ничего дороже воли. Лучше смерть, чем неволя. Жизнь в неволе – основная причина гибели Катерины. Любовь к Борису выражает ее стремление к воле. Поэтому она и смогла полюбить Бориса, не зная его. Для нее важно уже то, что он одет не так, как все, не по-русски. Встречу с Борисом Катерина воспринимает как бегство из дома, который является для нее тюрьмой.

Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но это лишь означает, что он не обременен семьей. В этом же смысле говорит о нем Катерина: «Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..» У Бориса нет своего дома, как нет своего дома у Катерины. Жить Борису в доме Дикого такая же неволя, как Катерине – в доме Кабанихи. Островский, как никто в его время, понимал, как важны для человека быт, дом. Если у человека нет дома, привычного и милого ему быта, то каким бы он не был мечтателем, трудно возвыситься над этим. Отсутствие дома грозит человеку нервным срывом, гибелью. Борис полностью зависим от дяди, он не может взять Катерину с собой: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду ». Тихон зависим от матери. Катерина находится в плену своей страсти, она признается Борису: «Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе». Катерина не свободна, как и другие персонажи, но ее отличает стремление к воле, свободе. Н.А. Добролюбов трактовал самоубийство Катерины как освобождение.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 199