Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Проза Некрасова Н.А.: обзор произведений

  • Статья
  • Еще по теме

Широко известна поэзия Н. Некрасова. С раннего детства мы помним «Дедушку Мазая и зайцев» и «Генерала Топтыгина», со школьных лет — «Забытую деревню» и «Кому на Руси жить хорошо», приходим к пониманию его проникновенной лирики, начинаем ценить и любить некрасовскую сатиру.

Но наследие писателя не исчерпывается стихами. Несколько томов в его собраниях сочинений занимает проза. В годы юности, нарушив волю деспотичного отца, прочащего ему военное поприще, Некрасов, ведя полунищенское существование и мечтая о литературном признании, пробовал свои силы в различных жанрах. Неудача с первой поэтической книгой «Мечты и звуки» (действительно слабой и подражательной) не сломила волю начинающего автора. Перебиваясь грошовыми заработками, ютясь в жалких трущобах — «петербургских углах», он не оставляет своей мечты. Среди первых произведений Некрасова — фельетоны, водевили, переводы.

Значительное место в творчестве Некрасова 40-х гг. заняла художественная проза. В том же 1840 г., когда вышел сборник «Мечты и звуки», в печати появилась и первая повесть Некрасова «Макар Осипович Случайный» — едкая сатира на чиновничество, обличение бессмысленности бюрократического аппарата. В этой повести молодой писатель заявил о себе как ученик и последователь Гоголя. Гоголевские традиции прослеживаются и в повести «Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и К°», главный герой которой Хлыщов близок Пирогову («Невский проспект») и Ковалеву («Нос»), оказывается в сходных с ними ситуациях. Горестная судьба обольщенной и оставленной девушки — тема повести «Жизнь Александры Ивановны». В «Опытной женщине» всем строем образов и развитием сюжета Некрасов опроверг каноны романтической, «светской повести».

Особый интерес представляют произведения, имеющие явную автобиографическую окраску. Такова повесть «Без вести пропавший пиита» (1840), где привлекает внимание образ рассказчика, бедного сочинителя, не имеющего денег даже на чернила. Одно из самых значительных ранних произведений Некрасова — «Повесть о бедном Климе» (1841—1848)— открывается эпиграфом, звучащим в контексте повести иронически: «Добродетель никогда не остается без награждения, а порок без наказания». Судьба бедного Клима, воспитанного в правилах высокой нравственности, — свидетельство того, что в современном ему обществе ум, доброта, порядочность являются не только бесполезными, но и могут принести несчастья. Мир романтических иллюзий Клима, кончающего жизнь в сумасшедшем доме, оценивается трезвым взглядом уже познавшего жизнь молодого автора.

Уверенно заявил о себе Некрасов и как литературный критик. Именно в этом качестве его заметил и оценил В. Белинский. Белинский ценил в Некрасове его глубокое знание жизни, «практический взгляд» на нее, тот опыт, который Некрасов «вынес из своей труженической и страдальческой жизни». Со своей стороны, Некрасов с огромным уважением относился к Белинскому, признавал его авторитет во всех литературных вопросах и с глубоким удовлетворением замечал, что мысли его и Белинского «отличались замечательным сходством».

Белинский настойчиво советовал начинающему писателю отказаться, насколько это возможно, от поденщины и приняться за труд обдуманный. Следуя этой рекомендации, Некрасов решил начать работу над романом «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». В журнале «Современник» в 1847 г. появилось объявление о том, что на его страницах скоро будет напечатан названный роман. Однако он стал известен читателям только в советские годы, когда неутомимый исследователь Некрасова К. И. Чуковский нашел и опубликовал рукопись этого романа, правда, неоконченного, но в значительной своей части написанного.

Тогда же стало ясно, что знаменитый очерк Некрасова «Петербургские углы» не является самостоятельным произведением, а представляет собой отрывок из упомянутого романа. Этот очерк был напечатан в 1845 г. в альманахе «Физиология Петербурга» и явился одним из самых значительных произведений новой, «натуральной школы». Неожиданное и даже режущее слух поклонников «изящной» словесности название «физиология» объяснялось самим Некрасовым следующим образом: это «история внутренней нашей жизни, глубокой и темной, прикрытой мишурой и блестками, замаскированной роскошным фасадом...». Альманах открывался статьей Белинского, который утверждал, что книги, подобной «Физиологии Петербурга», не было в русской литературе. Демократическая критика и читатели восторженно приветствовали сборник. «Кликами озлобленья» встретила его реакционная критика, упрекая «новейшую школу, образованную г. Гоголем», в приверженности к теневым, «грязным» сторонам действительности. Страстно защищал «натуральную школу» от этих нападок Белинский. Прежде всего он выделял два «особенно замечательных» произведения в «Физиологии Петербурга», одно из них — «Петербургские углы» Н. Некрасова.

Теперь, имея возможность познакомиться с незаконченным романом «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», мы можем судить о том, какое важное место занимает этот очерк в описании мытарств Тихона Тростникова, приехавшего в Петербург провинциала. Испытав превратности судьбы, он оказался на самом «дне жизни», где увидел страшные картины нищеты, узнал людей, терпящих голод и холод. Контрасты вопиющей бедности и роскоши проявляются в этом «петербургском» романе особенно отчетливо.

Смерть Белинского, разгром кружка петрашевцев, усиление цензурного гнета в конце 40-х гг. создали чрезвычайно тяжелое положение в «Современнике». Чтобы спасти журнал, Некрасов решил опубликовать в нем большое прозаическое произведение. Вместе с А. Панаевой, ставшей его гражданской женой, он начинает писать роман «Три страны света», печатавшийся в «Современнике» в 1848—1849 гг. под двумя подписями — Н. Некрасов и Н. Станицкий (псевдоним Панаевой). По подсчетам, основанным на свидетельствах Панаевой и изучении стиля романа, Некрасову принадлежит не менее половины текста. Известно также, что вначале Некрасов относился к этой работе полушутя. Однако, по мере углубления в нее, поэт увлекся. Роман был задуман как авантюрно-приключенческий. Пролог, написанный Панаевой, — о подкинутом в барский дом ребенке — сразу же заинтересовал читателя.

В романе два главных героя — любящие друг друга Полинька и Каютин. Сюжетная линия, связанная с историей Полиньки, испытавшей много невзгод и преследуемой влюбленным в нее уродливым горбуном, ростовщиком Добротиным и развратным аристократом Бранчевским, писалась Панаевой, не скупившейся на мелодраматические сцены. Сюжетная линия Каютина, отправившегося в далекое путешествие, знакомящегося с жизнью России, побывавшего в различных ее уголках, в том числе на Крайнем Севере, принадлежала перу Некрасова. И ценность романа прежде всего в этих, воссозданных Некрасовым картинах жизни, быта, нравов различных социальных слоев тогдашней России. В полную меру раскрывается в них талант писателя, принадлежащего к реалистическому, гоголевскому направлению. Целая галерея помещиков предстает на страницах романа. И, как правило, это люди, наделенные многими пороками, нравственно разложившиеся, отупевшие от безделья, считающие себя вправе издеваться над своими крепостными. Не вызывают симпатии и либералы, те краснобаи, у кого слово расходится с делом, кто фразой прикрывает свое байбачество, равнодушие к бедствиям народа.

Роман — яркое проявление любви Некрасова к народу, в среде которого он видит не только несчастных, задавленных нуждой, вызывающих острую жалость людей, но и тех, кто не боится трудностей и добивается удачи. Описывая жителей Дальнего Севера — поморов, восхищаясь их предприимчивостью, отвагой, удалью, Некрасов утверждает, что «нигде врожденные способности русского крестьянина — сметливость, находчивость, искусство, соединенное с решительностью, не высказываются так ярко, как здесь...».

«В моих странствованиях, несчастиях и трудах одна была у меня отрада... Познакомился и породнился я с русским крестьянином...» — к такому выводу приходит Каютин в конце своих путешествий.

Роман отличает известная пестрота, неровность стиля, соединение бытовых, реалистических картин и образов с эффектно-романтическими, мелодраматическими ситуациями, что обусловлено особенностями творческой индивидуальности каждого автора. Однако следует отметить, что объединяющим началом в романе является его общая демократическая направленность, сочувствие беднякам, ненависть к «сильным мира сего», обличение помещичьего произвола, самодурства.

Следующий роман — «Мертвое озеро» (1851), печатавшийся также в «Современнике», написан в основном Панаевой. В основе сюжета — две любовные истории, героини которых — Аня Любская и Люба Куратова. В их судьбе роковую роль сыграл молодой красавец и богач граф Тавровский: он стал причиной гибели Любы, бросившейся в воды Мертвого озера, и его же вина в том, что юная, талантливая красавица Аня превратилась в себялюбивую, жадную, мстительную женщину. Роман отличается яркой антикрепостнической окраской, стремлением защитить попранные права женщины.

Одно из самых значительных прозаических произведений Некрасова — роман «Тонкий человек, его приключения и наблюдения», первые главы которого были напечатаны в «Современнике» в 1855 г. Действие романа, герои которого — два приятеля, происходит в усадьбе одного из них, Грачова. В центре внимания писателя — Грачов, изнеженный дворянский интеллигент, гордящийся изысканностью своих мыслей и чувств. Он говорит о себе: «...я человек необыкновенно тонкий». Но постепенно читателю становится ясно, что речи этого «деликатного» героя о необходимости переменить жизнь, поселиться в деревне, отказаться от своих старых привычек состоят лишь из громких фраз. Некрасов не пощадил Грачова, рассказав о его тщеславии и самодовольстве, иронически заметив, что он, не зная ничего по-настоящему, был «знаток решительно во всем: в женщинах, в музыке, в лошадях, в литературе, в астрономии, в политике».

«Тонкий человек» отнюдь не злодей. Автор замечает, что у него доброе сердце. Но — далее следует очень существенное для Некрасова «но» — «он держался такого мнения, что мужик одарен железным здоровьем, что он не должен знать ни усталости, ни болезней и что нет такого труда, который непозволительно было бы взвалить на плечи русского мужика». Совсем иначе смотрит на народ Тростников (этот образ во многом автобиографичен). Осуждая пренебрежительное отношение Грачова к народу, он выражает веру в высокие нравственные силы крестьянина, любуется мужеством ямщиков, борющихся с половодьем, а картины крестьянского труда сливаются в его сознании с широтой, раздольем русских полей.

Некрасова отличала высокая требовательность к себе. Этим в значительной степени объясняется и его незаслуженно суровое отношение к своей прозе: он считал возможным переиздание лишь двух прозаических произведений — «Петербургских углов» и начала романа «Тонкий человек». Сейчас стараниями исследователей, прежде всего К. Чуковского, проза Некрасова собрана и издана; читатель, обратившись к ней, может оценить и литературное мастерство, и богатство жизненных наблюдений, и мужественный, трезвый взгляд Некрасова на жизнь.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2662