Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Рассказчики в романе "Герой нашего времени" Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

В романе «Герой нашего времени» три рассказчика - Максим Максимович, повествователь и сам Печорин.

В повести «Бэла» Печорин предстает в восприятии Максима Максимовича, который является социальным и психологическим антиподом главному герою. Простой провинциальный штабс-капитан сумел увидеть в Печорине то, что было доступно его глазу: странность и загадочность этой неординарной личности, эгоизм, умение действовать в любых обстоятельствах, перестраивая их при этом по своему усмотрению и в свою пользу, сочетание внутренней холодности и ярких вспышек внешних, непонятных Максиму Максимовичу эмоций.

Автохарактеристика героя, данная в этой же главе, позволяет читателю составить представление о прошлой жизни Печорина: юношеские увлечения приманками страстей, «пустых и неблагодарных», влияние светской среды, убивающей все живое: чувства, мечты, надежды и т.д. В итоге - разочарование во всем и скука. В поисках утраченной полноты ощущений «бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду», с легкостью вторгается в судьбы других людей (Бэла, Казбич, Азамат и др.), сознательно или бессознательно сея вокруг себя одно лишь зло, ибо знает он только свою волю, желания и стремления.

В главе «Максим Максимович» уже повествователь, странствующий офицер, по типу своего мироощущения более близкий к Печорину, сталкивается лицом к лицу с главным героем романа и дает его психологизированный портрет. Повествователь видит в Печорине ярко выраженное индивидуальное начало, черты личности сильной и необычной, внутренне одинокой, отчужденной от мира и людей.

В написанном от первого лица «Журнале Печорина» появляется третий рассказчик – сам Печорин, повествующий о своем столкновении с контрабандистами («Тамань»), «водяным обществом» («Княжна Мери»), о происшествии в казачьей станице («Фаталист»). Но главным объектом исследования в этой части романа является «история души человеческой». Ведущим приемом изображения в «Журнале Печорина» становится прием психологического самоанализа (такой метод изображения внутреннего мира, когда о своем переживании рассказывает сам носитель переживания). «Самораскрытие» героя идет в форме внутреннего монолога, аналитического разбора поступков, побуждений, эмоций, ретроспективного осмысления своих психических состояний, «психологического эксперимента» над собой и другими, романтической иронии и т.д. Удачно выбранная Лермонтовым форма дневниковой исповеди позволяет сделать местом действия пространство души героя и показать процесс «диалектики души». Впервые в русской литературе этому явлению было уделено столь пристальное внимание.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 29458