Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Философская лирика Лермонтова: общая характеристика, стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы он создаёт такие лирические шедевры, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» (1841) с гибелью поэта. В стихотворении «Парус» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночеству, борьбе и стремлению к гармонии и покою. Эта тема проходит через всё дальнейшее творчество Лермонтова: роман «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмы «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворения «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и др.

Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми; протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира; отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют нераздельно, так, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а путём преодоления борьбы внутри себя.

В центре творчества Лермонтова всегда находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь... Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта. Среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841).

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» было написано в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передаёт душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности и живописности образов оно стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст положен на музыку композиторами С.М. Ляпуновым, М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М. Васнецова и Н.Г. Никифорова.

Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года, и впервые было напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось настроение удручённости поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён...» (1840), оно и привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение было положено на музыку многими композиторами, среди них А.С. Даргомыжский и И.И. Билибин.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Лермонтов написал во время последней поездки на Кавказ, в мае — июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного расцвета таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утёс», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Листок».

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики: при изображении любимой и чувств лирического героя всегда проявляется отблеск идеала, дорогого душе поэта. Это выражается в сопоставлении, введённом через повторяющиеся местоимения «я — ты». Стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И. Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А. Обуховой.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12480