Анализ романа "Герой нашего времени" (конспект лекции)
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" представляет собой крупнейшее произведение в творчестве поэта и является одним из важнейших произведений русской литературы первой половины XIX в., так как имеет ярко выраженную индивидуальность и непохожесть. Роман "Герой нашего времени" можно охарактеризовать следующим образом: ✓ история создания романа включает в себя ряд этапов, каждый из которых тесно связан с жизнью и биографией самого автора: • первый этап (лето — осень 1837 г.), связанный со ссылкой поэта на Кавказ, где у него родился замысел и первые картины будущего романа; • второй этап (1838), во время которого автор отошел от создания романа "Княгиня Лиговская", в котором наметились некоторые образы "Героя", потом перенесенные на Кавказ с некоторыми измененными характеристиками; • третий этап (1839-1840), в котором протекает петербургский период создания романа, и этот период имеет следующие особенности: - публикуется повесть "Бела", ставшая впоследствии одной из частей романа; - намечается построение и жанр будущего романа; - создаются черновые рукописи "Княжны Мери", "Фаталиста", " Максима Максимыча"; - публикуется повесть "Тамань", имеющая в тот момент характер самостоятельного произведения. Важные функции выполняет заглавие романа, и эти функции заключаются в следующем: ✓ отражает основную мысль книги - характер современника автора; ✓ выражает главную задачу книги - описание характера современника автора; ✓ тесно связано с сущностью центрального героя и отражает многие его черты и характеристики; ✓ отражает целую гамму чувств и эмоциональных оценок автора по отношению к своему главному герою: сочувствие, сострадание, но и критика и ирония; ✓ выражает типичность характера героя; ✓ объединяет отдельные новеллы и повести, входящие в роман, в одно целое произведение — роман. Композиция тесно связана с сюжетом, так как усиливает его особенности, и имеет следующую оригинальную структуру: ✓ состоит из пяти относительно самостоятельных повестей и новелл, объединенных образом главного героя — Печорина и психологическим анализом его личности; ✓ новеллы сознательно располагаются автором в неправильной временной последовательности описываемых в них событий; ✓ действие начинается с середины жизни героя ("Бэла"), продолжается вплоть до его смерти ("Предисловие к "Журналу Печорина"), затем переносится в начало жизни ("Тамань") и потом вновь достигает середины ("Фаталист"), и эта особенность сюжет призвана усилить таинственность личности героя — Печорина; ✓ многоаспектность построения романа, которая обеспечивается наличием трех рассказчиков, повествующих о главном герое: Максима Максимыча, проезжего офицера и самого Печорина; ✓ повествование имеет волнообразный характер движения от романтизма ("Бэла") к реализму ("Максим Максимыч") и, наоборот, романтика "Тамани" сменяется реалистичностью "Княжны Мэри" и возникает вновь в "Фаталисте". Особенности композиции выполняют следующие задачи, выражающие художественный замысел автора: ✓ дают общий образ, портрет современника автора, и этот портрет составлен из пороков всего его поколения; ✓ последовательно и постепенно вводят читателя во внутренний мир героя и его психологический склад, все более освещая его тайные и явные черты, начиная от описания внешнего облика и заканчивая описанием и анализом внутреннего мира героя. Система образов романа является тщательно продуманной и имеет следующие особенности: ✓ в центре системы образов находится Печорин; ✓ главному герою — Печорину - противопоставлены три группы персонажей: • первая группа: богатые натуры, резко не похожие на главного героя (Вернер, Вера и Вулич); • вторая группа: простые люди, принадлежащие своему народу (горцы Казбич, Азамат и Бэла, Максим Максимыч, контрабандисты Ундина, Янко, слепой мальчик); • третья группа: представители дворянского круга (Раевич, княгиня Литовская, Грушницкий и др.). Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" имеет ряд художественных достоинств, которые определены такими факторами как: ✓ идейный замысел писателя; ✓ содержание романа; ✓ сюжет романа. Художественные особенности романа обеспечивают его своеобразие и оригинальность и поэтому придают ему особую значимость в русской литературе. Можно выделить следующие художественные особенности романа: ✓ психологизм, глубокий психологический анализ, который имеет следующую специфику: • обусловлен стремлением автора открыть читателю историю души человека; • выступает как объект художественного изображения, а не как форма самовыражения автора; • применяется не только к личности главного героя, но и к другим персонажам романа; • используется всесторонне, т. е. анализируется и внешний облик, и поступки, и чувства героев; присутствует самоанализ главного героя; • служит цели обнаружить и познать те явления, которые при поверхностном, внешнем восприятии трактуются как загадочные, таинственные; ✓ широкое использование пейзажа в романе, который выполняет следующие функции: • помогает раскрыть внутренний мир героя; • показывает, как природа может воздействовать на внутренний мир героя; • помогает реализации замысла каждой конкретной главы; • с помощью контрастности показывает всю поверхностность человеческих интересов и страстей; • содействует и усиливает восприятие и понимание характера ситуации и героев; ✓ редкая сложность жанра романа, который можно охарактеризовать следующим образом: • в основном социально-психологический и философский роман; • родственность роману-путешествию и путевым заметкам; • черты аналитического романа с элементами циклизации малых жанров; ✓ новизна структуры романа, которую необходимо было создать ввиду психологического жанра романа, и эту структуру можно охарактеризовать следующим образом: • отделение автора от героя; • расположение повестей в особой последовательности; • циклизация разных частей; • игра жанрами; ✓ жанровое своеобразие каждой повести, входящей в состав романа, и это можно охарактеризовать следующим образом: • "Бэла" — соединяет в себе путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке; • "Максим Максимыч" — рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом; • "Тамань" — синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой; • "Княжна Мери" — "светская повесть" психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов "дворянского общества"; • "Фаталист" - философская повесть, соединенная с "мистическим рассказом" о роковом выстреле и "таинственном случае"; ✓ тесное переплетение в романе нескольких характеров и настроений: • эпическое, суть которого заключается в воссоздании вместе с героем его времени; • лирическое, тесно связанное с поэзией Лермонтова; • драматическое, выражаемое драмой противоборства героя с судьбой, т. е. трагедией; ✓ своеобразие языка романа, которое выражается в следующем: • основан и зависит от характеристик рассказчиков — проезжего офицера, Максима Максимыча и самого Печорина; • приближен к разговорной, а иногда и просторечной манере; • преобладают конкретные сравнения; • редки эмоциональные эпитеты и метафоры; • используется широкий диапазон речи: от простой разговорной до песенной эпической; • используются вопросительные и отрицательные фразы, недоговоренность, четкая ритмичность; • развиваются и углубляются языковые традиции и нововведения "Евгения Онегина" и "Путешествия в Арзрум"; ✓ сложность в определении художественного метода романа, который представляет собой синтез романтизма и реализма, и его можно охарактеризовать следующим образом: • романтизм выражается в романе в следующем: - романтическая необычность главного героя; - доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории ее становления и развития; - романтические происшествия с героем; - лирическая окраска пейзажа; - общий романтический колорит; • реализм выражается в романе в том, что протест против реалий действительности русской жизни автором выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, ее характер, психологию, историю развития, и именно это позволяет отнести "Героя нашего времени" к новому типу в творчестве Лермонтова, на котором происходит окончательное установление реализма. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9168
| |