Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Грибоедов А.С.

Анализ "Горя от ума" Грибоедова А.С.

  • Статья
  • Еще по теме

В этой статье предлагаем вашему вниманию анализ "Горя от ума" Грибоедова. По свидетельству С. Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 году, но работа над ней была начата в 1820 году в Тифлисе. Так точно датировать это событие ученым помогло письмо автора, отправленное из Персии неизвестному лицу, где довольно подробно пересказан сон, в котором драматург будто бы увидел основные моменты своего будущего творения. В целом работа над комедией продолжалась недолго и была закончена в 1824 году. И хотя к этому времени у Грибоедова уже был небольшой опыт литературной деятельности, ничто из его творений не принесло ему столь громкой известности.

Опубликованная при жизни автора только в отрывках, появившаяся на профессиональной сцене лишь в 1831 году, а полностью (без цензурных купюр) вышедшая в 1862 году, комедия Грибоедова "Горе от ума" разошлась по России в тысячах экземплярах и была выучена читающей Россией едва ли не наизусть. Споры о ненапечатанном (!) произведении велись в светских гостиных и литературных салонах, выплескивались ка страницы частных писем и приобретали характер журнальной полемики. После того как комедия была напечатана, были созданы многочисленные продолжения, которые тоже вызывали не менее ожесточенные и яростные споры. Не утихают они и до сих пор.

Смысл названия комедии. Проблема ума

Согласно традиции, главной задачей комедиографа считалось развлечение публики и осмеяние пороков человека, однако Грибоедов нарушил ее, поставив перед собой совершенно иные цели. Центральный вопрос, который поставил автор, можно сформулировать так: почему умный человек не только не понят, но и отвергнут современным ему обществом и даже любимой девушкой? Если поставить этот вопрос именно так, то станет абсолютно понятно: он может появиться везде и всегда.

Проблема ума, ее постановка и разрешение в произведении подводят нас к обсуждению вопроса о смысле названия произведения. Почему же комедия названа "Горе от ума"? Заглавие комедии совершенно отчетливо обозначило авторскую позицию, отношение автора к своему герою. Ум (положительное качество личности!) приносит горе Чацкому (это ли не парадокс!), заставляет страдать.

Что сам драматург вкладывает в понятие "ум"? Грибоедов обозначил свою позицию недвусмысленно, назвав Чацкого "умным человеком", а всех остальных глупцами, но выстроил конфликт таким образом, что каждая из противоборствующих сторон почитает умной себя. Таким образом, в произведении представлено два понимания ума.

К примеру, для Фамусова и его гостей умен тот, кто смог приспособиться к условиям жизни и извлек максимальную выгоду из них. В комедии есть и другое понимание ума - как способности трезво взглянуть на сложившиеся устои, оценить их и раскритиковать, как недопустимые для "века нынешнего".

Обе точки зрения воплощены в конфликте комедии, герои, их разделяющие, вступают в неизбежное столкновение друг с другом. Поэтому вопрос: "Умен ли Чацкий?" — приобретает принципиальный характер.
Однако, может быть, прав Пушкин, утверждающий, что поведение Чацкого на балу ставит под сомнение ум героя. Действительно, трудно понять, почему на балу перед «московскими бабушками», неспособными его услышать и, самое главное, абсолютно не желающими это делать, он выступает со страстными монологами-проповедями. Близость Чацкого к декабристам проявляется не только в этих страстных проповедях, она воплощена в самом его поведении.

Прокомментируем высказанную мысль. Долгое время с понятием «декабристские идеи» отождествлялись ум и свободомыслие, поэтому на первый план выдвигались высказывания Чацкого о крепостничестве. Однако сам грибоедовский текст не дает для этого никаких оснований.

Внимательно перечитав реплики и монологи главного героя, мы обнаружим, что против крепостничества Чацкий ополчается лишь дважды: в разговоре с Софьей (действие I, явление 7) и с Фамусовым (действие II, явление 2), и, кстати сказать, на эти гневные реплики Чацкого его собеседники реагируют достаточно спокойно. Зато гнев Фамусова вызывают совсем иные высказывания главного героя.

Что смущает, точнее, возмущает всех в Чацком? Инакомыслие? Отнюдь нет. Поведение, точнее — инакоповедение. Стремление служить "делу, а не лицам", чтение книг, жизнь в деревне, путешествия — вот что вызывает бурю гнева в фамусовском обществе. Поэтому Чацкого и его единомышленников называют "опасными людьми", "карбонариями". И важно то, что Чацкий, как человек "века нынешнего", не скрывает своих взглядов.

Язык и стих комедии

Новаторство Грибоедова сказалось не только в трактовке жанра комедии, но и в языке. Речь героев пьесы — это живая русская речь. Язык комедии был высоко оценен критиками, к примеру, В. Г. Белинским. Но было и другое отношение - М. А. Дмитриев «нападал» в своих статьях не только на главного героя и его автора, но и на язык комедии, «жесткий, неровный, неправильный». Думается, что сейчас, спустя много лет, не имеет смысла даже опровергать эти нападки. Опровергать, безусловно, нет, а вот изучать язык комедии, изучать несомненно стоит. На этом мы закончим анализ "Горя от ума".

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3892