Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Грибоедов А.С.

"Горе от ума": характеристика героев произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» были выписаны автором так ярко и живо, что современники искали в них портретное сходство со своими знакомыми. Но это, разумеется, были обобщённые образы. Грибоедову удалось создать типичные характеры, представить своё время в лицах, нарисовать картину московских нравов той эпохи. В комедии присутствуют и крепостники, и карьеристы, и вольнодумцы, и члены тайных обществ. Подойдём к этому яркому многоликому полотну поближе.

Вот на переднем плане Чацкий. Он, несомненно, выразитель взглядов и настроений автора. Его основные черты — смелость, благородство, ум, свободомыслие, решительность. Он независим: не признаёт ни чинов, ни властей. Идеал Чацкого — служить просвещению страны. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения. Чацкий обличает деспотизм, лицемерие, низость души, «век покорности и страха», выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ратует за сохранение русского духа, нравов, одежды — «святой старины». Ему претят кумовство и хамское отношение к службе, гражданскому долгу. Достойный человек, по словам Чацкого, тот, «кто служит делу, а не лицам». Да, его пылкость и горячность — порождение молодости, но он близок читателю. Таков портрет Чацкого. Перейдём теперь к Софье, в которую влюблён герой.

Среди фамусовского общества Софья, на мой взгляд, так и остаётся загадкой. Непонятна её любовь к Молчалину, «жалчайшему созданью». Маска ли дружелюбия, застенчивости, скромности, уступчивости, доброты, надетая им, привлекает её или действительно она любит этого человека? Чем больше всего раздражает Софью Чацкий? Тем, что на балу оскорбляет Молчалина? А может быть, Софья уже сама видит, что Молчалин — не герой её мечтаний и ей не хочется, чтобы об этом догадался кто-либо ещё? Так или иначе, желая отомстить, она пускает слух о сумасшествии Чацкого. Остальные члены фамусовского общества подхватывают быстро распространяющуюся сплетню. «С ума сошёл!» — с упоением твердит фамусовская Москва.

Кто же входит в это избранное общество, кто насмехается над «безумным»? «Мучителей толпа, предателей, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих». Автор весьма искусно сгруппировал характеры. Вот болтун, разносчик сплетен Репетилов, не понимающий смысла «тайных собраний», но примыкающий к ним ради того, чтобы «всё знать». Вот умеющий вовремя услужить Загорецкий. Презирающая всех Хрюмина. Властная Хлёстова. Подчиняющая мужа своим прихотям Горич. Вот о пустом щебечущие Тугоуховские и, разумеется, Скалозуб, Молчалин и Фамусов.

Цель жизни Скалозуба — чин генерала, и он не пренебрегает «многими каналами» для её достижения. Всё, что его интересует, — это награды, выпушки, погончики, петлички на мундирах, муштра, команды и фрунт.

«Кого люблю я, не таков», — роняет Софья. Да, Молчалин не столь прямолинеен, как Скалозуб. Лицемерие, лесть — вот стиль его поведения. Его кредо — всем угождать, его главные таланты — «умеренность и аккуратность», цель — «достичь степеней известных». Молчалин прислуживается, ищет покровительства высоких лиц — словом, делает карьеру. Живучи и неискоренимы Молчалины, безнравственные дельцы, оправдывающие низость и подлость бедностью и безродностью!

И, наконец, Фамусов — олицетворение крепостничества и произвола. Он восхищается «веком минувшим», преклоняется перед знатностью и богатством, стремится их приобрести, небрежно относится к просвещению, с ненавистью — ко всему новому. В целом же Фамусов ведёт пустое, праздное существование.

Подобострастие Фамусова и ему подобных не уживается с вольнолюбием Чацкого, высокие порывы которого кажутся неестественными, нелепыми, даже смешными в этом обществе. Налицо конфликт старого и нового, отживающего и нарождающегося.

Комедия и проблемы, которые она ставит, не теряют актуальности. К сожалению, и в наш век молчалины, фамусовы, загорецкие, скалозубы «блаженствуют на свете». Преклонение перед Западом, небрежное отношение к русской культуре, родному языку, протекционизм, карьеризм, угодничество перед высокими лицами — не проблемы ли это современного российского общества? Почти два века назад они волновали великого гражданина России А.С. Грибоедова. Теперь время ставит их перед нами.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5206