Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Биография и произведения Чернышевского Н.Г.

  • Статья
  • Еще по теме

Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 г. в городе Саратове. Единственный сын саратовского протоиерея, еще в православной духовной семинарии он заявил о себе как о человеке выдающихся способностей. Но по окончании курса он решает идти не по стопам отца, а поступать в университет на филологический факультет. Однако Петербург встретил молодого провинциала очень холодно: оказалось, что его образования, хотя и достаточно серьезного, мало для университета (так, Чернышевский, зная несколько языков, слабо владел разговорным французским). Однако честолюбивый юноша не сдается, свидетельством тому — дневник, который он начинает вести в мае 1848 года. Он берется за него ради самопознания и самосовершенствования, однако сам процесс писания постепенно увлекает его, и достаточно подробный рассказ о прошедшем дне перерастает в размышления над философскими проблемами, а списки расходов, меню обедов, маршруты прогулок по городу часто прерываются рассказом о собственных ощущениях, неожиданных ассоциациях. Таким образом, молодой автор стремится исследовать связь между внутренней жизнью человека и внешними обстоятельствами этой жизни. Именно в дневнике впервые появятся размышления о морали и политике, о достижении всеобщего человеческого счастья как цели жизни, путях и средствах достижения этой цели. Именно в студенческие годы сформируются представления о новых формах морали, о взаимоотношениях между людьми, о том, чему будет посвящена вся дальнейшая жизнь.

Однако в 1850 году по окончании университета Чернышевский возвращается в родной город, где поступает учителем в местную гимназию. Сохранились воспоминания его учеников, которые свидетельствуют, что их молодой преподаватель говорил в классе такие вещи, от которых «пахло» каторгой, в частности, он утверждал, что «самое лучшее счастье — не пожалеть, если надобно, и самой своей жизни для блага людей».

Там же, в Саратове, в начале 1853 года он знакомится с Ольгой Сократовной, своей будущей женой. Брак, который вскоре состоялся, наделал в городе много шуму: мало того, что согласие родителей было получено вопреки их воле, свадьба состоялась через три недели после неожиданных смертей матери и бабушки, потрясших дом, — траур не был соблюден. По свидетельству современников, это был брак по расчету, только расчет был совершенно особый. Строя свои отношения с женой, Чернышевский смог реализовать ту программу новой морали, которая уже оформилась в его сознании: переустройство семейных отношений он считал основой переустройства всего общества.

В том же 1853 году молодая чета переезжает в Петербург, где, готовясь к академической карьере, Чернышевский начал писать магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В этой работе уже была представлена другая программа — программа новых задач искусства. К ее реализации в собственном творчестве Чернышевский приступает немедленно: с середины 50-х годов он — ведущий критик «Современника», статьи которого во многом определяют «политическое лицо» журнала. Так, в 1858 году он разбирает повесть И. Тургенева «Ася» («Русский человек на rendezvous»), но статья написана так, что воспринимается как политический памфлет. Чернышевского считают автором знаменитой прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Он входит в народническую организацию «Земля и воля», по существу, за принадлежность к которой летом 1862 года был арестован (обвинение в организации пожаров в Петербурге так и осталось недоказанным) и посажен в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Там Чернышевский не только проводит первую в истории России политическую голодовку, добиваясь свидания с женой, но и пишет очередную программу — роман «Что делать?».

Пребывание в крепости закончилось гражданской казнью: Чернышевский был лишен дворянского звания (как окончивший университет он получил личное дворянство). Само действо, состоявшееся 19 мая 1864 года при большом стечении народа, вызвало небывалый отклик в среде демократической интеллигенции: к ногам преступника летели цветы. Чуть позже Герцен, будучи за границей, откликнулся на это событие и написал о том, что, поставив Чернышевского к позорному столбу на 15 минут, Россия на долгие годы приковала к нему саму себя.

Потом потянулись долгие 19 лет каторги и ссылки. В Вилюйском остроге он много работал («Писать — значило жить»), но, понимая невозможность опубликовать написанное, многое и уничтожил. Уничтожил, но не отчаялся: обладая феноменальной памятью, Чернышевский раз и навсегда запоминал хоть однажды написанное. Он не терял надежды, что все созданное со временем можно будет восстановить и опубликовать. К сожалению, время не пришло. Сибирская ссылка закончилась в 1883 году и местом жительства Чернышевскому была определена Астрахань, и лишь за год до смерти было разрешено вернуться в родной город. Но возвращения к активной общественной жизни не состоялось.

Заслуги Чернышевского вынуждены были признать и его откровенные противники. Так, в романе В. Набокова «Дар», романе откровенно «античернышевском», читаем: «Он (герой романа, который пишет исследование о «Что делать?» и его авторе. — Авт.) понемножку начал понимать, что такие люди, как Чернышевский, при всех их смешных и страшных промахах, были, как ни верти, действительными героями в своей борьбе с государственным порядком вещей, еще более тлетворным и пошлым, чем их литературно-критические домыслы, и что либералы и славянофилы, рисковавшие меньшим, стоили тем самым меньше этих железных забияк».

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1686