Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Петр Верховенский ("Бесы"): характеристика персонажа

  • Статья
  • Еще по теме

Пётр Верховенский — «революционер»», но он показан вовсе не самоотверженным борцом за лучшее общество — он жесток, низок и лжив. Поэтому в Советском Союзе всегда с подозрением относились к роману, видя в нем поношение высоконравственных революционеров. М. Горький высказывался в том духе, что среди многочисленных произведений писателей 70-х годов, которые крайне отрицательно относились к революционному движению, «Бесы» — роман самый талантливый и самый вредный.

 Нельзя отрицать, что у Достоевского было намерение навести критику на революционеров, он хотел показать, что поколенческая связь российских интеллектуалов породила, вопреки всяким ожиданиям, страшный, «бесовской»» типаж революционера. Тем не менее, Нечаев в качестве прототипа героя вовсе не предназначался исключительно для поношения. Как это явствует из статьи «Одна из современных фальшей» («Дневник писателя»», 1873 г.), Достоевский даже защищает Нечаева, он говорит о том, что между «нами» и Нечаевым существует определенная связь. И это в то время, когда многие «здравомыслящие»» интеллектуалы предавали Нечаева и его кружок анафеме.

Советские прогрессивные послереволюционные интеллектуалы ненавидели «Бесов» — потому, что художественный вымысел Достоевского обладает такой огромной силой. Определение Горьким романа как самого талантливого произведения свидетельствует об этом.

Итак, как же видится Достоевскому окарикатуренный Нечаев, то есть Пётр Верховенский? Обычный человек все время испытывает самые разные чувства: радость, грусть, злобу, жалость, сочувствие, бессилие, эгоистический страх, разумное опасение за свою жизнь, высокую жертвенность, равнодушие и т. д. В отношениях с другими людьми эти эмоции продуцируют сочувствие, понимание и непонимание, и это приводит к познанию как самого себя, так и других.

Но не таков Пётр Верховенский — он лишен этих противоречивых чувств. Он и не хочет их. Сталкиваясь с людьми, он совершает непредсказуемые поступки и, тем самым, приводит в действие свое окружение. Его не заботят чувства других, он лишен понимания, как устроено общение, он — действует, причем в нем нет ни малейшей жалости, ни страха. Его вера неколебима, ибо в нем отсутствует всякая эмоциональная жизнь.

Трудно сказать, может ли жить человек без человеческих эмоций. Но Достоевский предлагает нам череду фактов, свидетельствующих о презрительности и жестокости Петра Верховенского, не осложняемых сочувствием и критикой. Все его проявления свидетельствуют о том, что он — безжалостный манипулятор. Люди, которые окружают Петра Верховенского, часто поддаются его пассам и дозволяют манипулировать собой, не оказывая никакого сопротивления. Это происходит потому. что Верховенский-младший обращается с ними только как с людьми низшими и не допускает никаких отклонений от этой линии поведения, ему известна лишь такая форма общения. Окольные пути не интересуют его, он — человек прямого действия.

Когда человек обыкновенный попытается понять Петра Верховенского, ему будет не за что зацепиться. Такие чувства, как одиночество, фрустрация, раскаяние, неведомы Петру Верховенскому. Лишенный всяческой рефлексии, он безжалостно шагает по этой земле. В сущности, это настоящее чудовище.

Пётр Верховенский не понимает людей, у него не сформирована сама эта потребность. Видя мучения Кириллова, согласно теории которого ему необходимо совершить самоубийство, Пётр Верховенский и не думает остановить круговерть мыслей Кириллова, ему совершенно неинтересно, как и почему пришел Кириллов к такому умонастроению. Собственное равнодушие не доставляет Петру Верховенскому никакой головной боли. То, что Кириллов реализует свою идею, доставляет Верховенскому чувство удовлетворения. Верховенский — бесчувственный делец, его волнует только одно — как вписать его смерть в свой план, и как этот план осуществить.

Члены «пятерки» из созданной Верховенским тайной организации не верят, что Шагов — осведомитель, и только сам Петр абсолютно убежден в этом, «что до Шатова, то он совершенно был уверен, что тот донесет», — подчеркивает Достоевский. Он верит в свой план и не задумывается о том, осуществим ли он. Зло, которое исходит от этого окарикатуренного «политического человека», происходит из безоговорочной веры в свой план.

Окружающие Верховенского люди ослеплены его выдающейся энергетикой, они не замечают того, что это человек мелкий и лишенный внутренней жизни, что в основе его веры лежит низость. Однако беглый каторжник Федька видит его насквозь. «Всё равно как поганая человечья вошь, — вот я тебя за кого почитаю».

Тем не менее, хороший сын и обладатель невинного лица юноша Эркель, который входит в организацию Верховенского, является самым преданным его последователем. Получив приказ, он безропотно присоединяется к убийству Шатова. Когда Верховенский спасается бегством из города, этот юноша остается верным ему до конца. Два этих типажа, вроде бы, совершенно различны, но это только на первый взгляд. Их объединяет непоколебимая вера в свою правоту. После того как составлен «план», следует во что бы то ни стало немедленно приступить к его осуществлению, чувства и эмоции не имеют при этом никакого значения, следует с холодной головой и по-деловому двигаться к поставленной цели. Избавленность от противоречивых и осложняющих жизнь переживаний роднит холодного Верховенского с чистым Эркелем, они — словно старший и младший брат. Они лишены всяких переживаний и восполняют это отсутствие прямым действием.

Чистая любовь Эркеля по отношению к Петру Верховенскому и чудовищная любовь Петра Верховенского по отношению к Ставрогину свидетельствуют о схожести этих типажей. И тот, и другой говорят дрожащими голосами: «Мне вы, вы надобны, без вас я нуль. Без вас я муха, идея в стклянке, Колумб без Америки».

Достоевский увидел, что такая вот беспримесная, зависимая и странная любовь-подчинение является единственным чувством, которое испытывает не достигший человеческой зрелости «политический человек».

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13602