Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Настасья Филипповна («Идиот»): образ героини романа Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Великий роман Достоевского «Идиот» раскрыл трагедию тех женщин, которые оказались связанными с Мышкиным (и Рогожиным) в едином «любовном четырехугольнике». Прежде всего он воссоздал поразительный характер Настасьи Филипповны. Её образ в романе «Идиот» заключает в себе многое из того, что Достоевский почерпнул из самой действительности.

Известны два вероятных прототипа этой героини: Настя Умецкая, фигурировавшая в нашумевшем в те годы процессе Умецких (писатель с интересом следил за освещением его в газетах), и родственница Достоевского М. П. Куманина. Перипетии их судеб отразились в романе «Идиот». Настасья Филипповна вобрала в свою истерзанную душу и судьбу всю боль мира и все страдания, будучи раненной царящим в действительности злом. Об этом говорит её прошлое, которое приоткрывает писатель. Мы узнаём, что некогда, в годы одинокой молодости, юную и беззащитную героиню обесчестил преуспевающий богач Тоцкий, воспользовавшись её зависимостью от него. Гордую и обостренно чувствующую Настасью Филипповну глубоко уязвило это надругательство над неопытной душой. Спустя много лет Тоцкий, маня покупателей живого товара семьюдесятью пятью тысячами, пытается сбыть молодую женщину с рук, и на эту приманку готов польститься Ганя Иволгин. Далекие сластолюбивые планы вынашивает и генерал Епанчин, в чьем служебном подчинении находится претендент. Как и в «Бесприданнице» А. Н. Островского, в романе Достоевского к женщине относятся как к вещи, к которой прицениваются, которую продают и покупают.

Кроме скупых биографических подробностей, писатель прибегает и к другим способам создания образа Настасьи Филипповны («Идиот»). Он часто уводит героиню со сцены (во второй и третьей частях романа), но о ней, Настасье Филипповне, не умолкают споры, воспоминания, пристрастные суждения, в которых раскрываются черты этой необыкновенной личности. Автор воспроизводит сон князя, в котором появляется загадочная героиня, рассказывает о письмах Настасьи Филипповны, адресованных Аглае и одновременно Мышкину. Особую выразительность как художественный приём обрисовки образа приобретает портрет Настасьи Филипповны, неоднократно воспроизводимый в романе, через детали которого князь всё больше приближается к героине и распознаёт черты трагической личности, глубоко страдающей, невыразимо прекрасной и богатой духовно. Достоевский передаёт и психологическое состояние этой женщины, когда приводит её на романную сцену. Читатель постигает её душевные мучения, её внутреннюю чистоту, гордость, бескорыстие, настороженность перед злом, её зреющее мстительное чувство. Он видит, что за её дерзкими и циническими приёмами скрывается стыдливость, доверчивость и нежность. Он замечает, что в этой женщине немало книжного, мечтательного и «фантастического», «затворившегося в себе», что она с презрением относится к тем, кто, не зная труда, смеет говорить о нём, что в душу её глубоко поселилась горькая обида за всё, что с нею беспрерывно творят жалкие и ординарные люди.

Автор романа раскрывает и мятежные страсти, свойственные Настасье Филипповне, её сложные и запутанные отношения с Рогожиным, чью властную гипнотическую силу она ощущает. Она глубоко любит князя, пораженная его человечностью, но она уходит от него, боясь причинить ему зло, «этакого младенца сгубить», не решаясь поверить в свою соотнесенность, равнозначность с ним и не желая подменить истинную любовь жалостью. Желая «сжечь все мосты», она цинично аттестует себя «уличной» и «рогожинской» и сознательно идёт на очевидную гибель.

С Настасьей Филипповной в романе «Идиот» органически связана тема красоты. Для того-то и понадобился в книге её портрет, чтобы эту победную красоту утвердить и наглядно представить. При этом прекрасная внешность соединена в этой героине с необычайным душевным богатством, красота зримая блистательно сочетается с нравственной, несмотря на дурную репутацию этой женщины в глазах обывателей. Это достоинство Настасьи Филипповны властно влечёт к себе многих и побуждает их на решительные действия. Более того, по словам Аделаиды Епанчиной, «такая красота — сила, с этакою красотою можно мир перевернуть». А по убеждению князя и цитирующего его Ипполита Терентьева, эта «красота спасет мир». Однако на поверку выходит, что она в романе никого не спасает, а лишь губит. С другой стороны, эту красоту попирают, её превращают в продаваемый предмет роскоши, в разменную монету, её губят. И этот мотив попранной красоты становится одним из решающих обвинений современного общества, осуждений, которое произносит писатель. Кроме того, автор романа подчеркивает противоречивость этой красоты, ибо она сращена с горем, страданием и гордыней, неприемлемой для христианского сознания. Настасья Филипповна в романе «Идиот» - двойственная натура: она и жертва, и «преступница», она и оскорбленная и оскорбительница, она и «двойник» князя и одновременно его антипод (вера в людей в ней убита). Красота в её душе уживается с безмерным «хаосом», усвоенным ею от среды и от мира. В новейшей книге Е. Курганова о романе «Идиот», книге несостоятельной по своей концепции, есть среди других метких наблюдений такое: у героини не случайна фамилия Барашкова. Она – барашек, приводимый в романе на жертвенное заклание.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2490