Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Описание рассказа "Человек в футляре", прототипы главного героя

  • Статья
  • Еще по теме

«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова. Рассказ написан и опубликован в 1898 г. («Русская мысль», №7). Впоследствии вошел во второе собрание сочинений писателя, изданное А.Ф. Марксом. Комментаторы А.П. Чехова указывают на принадлежность рассказа «маленькой трилогии» Чехова (наряду с «Крыжовником» и «О любви»). Образ «футлярного человека» возникает, однако, еще раньше в записных книжках Чехова: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался: нашел свой идеал».

В этом рассказе, давно признанным шедевром Чехова (образ «человека в футляре» стал нарицательным), автор нашел чрезвычайно яркие, узнаваемые и лаконичные детали для изображения типичного, как считали современники, российского явления — рассказ безусловно связан как с темой мещанства, образом человека, из которого «ушла душа», так и с чеховской темой России — «страны казенной», где оказенено, «офутлярено» и приведено «в порядок», в согласие с циркулярами все даже в частной жизни человека. Продолжает Чехов и гоголевские мотивы «маленького человека», мании чина и чинопочитания. Футлярность чеховского «антропоса» (тяга к мертвым языкам, которые преподает учитель Беликов, — всегда у Чехова признак «живого мертвеца») тесно связана и с феноменом несвободного, табуированного сознания, выразившимся в стремлении регламентировать и цензуровать всю окружающую жизнь.

В чеховедении развернулась полемика о прототипах образа Беликова. Читатели-земляки Чехова (В.Г. Богораз-Тан) узнавали в образе инспектора таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконова, что, однако, впоследствии оспаривалось. Ю. Соболев в своей книге о Чехове утверждал, что «живой моделью» для Чехова послужил ученый-гидрограф М.О. Меньшиков (состоявший одно время в переписке с Чеховым), о котором «Неделя» иронически писала, что он всегда носит с собой зонтик, боится умываться, в сушь носит калоши. Между тем научные комментаторы Чехова часто отрицают эту прототипичность, на основании того, что Меньшиков был человеком чести, стрелялся из-за оскорбительных публикаций, был отважным участником морских экспедиций и проч. В работе «Чехов и Розанов» В.Б. Катаев прослеживает сходство высказываний чеховского Беликова и статьи Меньшикова «О суевериях и правде любви».

Современная критика широко откликнулась на публикацию рассказа Чехова. Говорили о том, что тип, выведенный Чеховым, — такое же открытие, как Чичиков или Обломов (А.М. Скабичевский).

«Человек в футляре» — одно из наиболее популярных, «хрестоматийных» произведений Чехова. Он вошел в серию чеховских экранизаций режиссера И. Анненского. В заглавной роли одноименного фильма (1939 г.) выступил известный мастер психологического портрета, артист Московского Художественного театра Н.П. Хмелев.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2545