Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

"Человек в футляре": история создания, композиция, тематика, символика

  • Статья
  • Еще по теме

История создания. В марте 1897 года Чехов обращается с письмом в Таганрог, к двоюродному брату Г.М. Чехову с просьбой выслать ему экземпляр книги по истории Таганрогской гимназии. Почти одновременно с письмом Чехов делает отметку в «Записной книжке»: ««Человек в футляре», все у него в футляре. Когда он лежал в гробу, казалось улыбался: нашел свой клад». Это содержание его будущего рассказа.

В марте 1897 года у Антона Павловича неожиданно открылось кровотечение. Его отправили в клинику, где был установлен диагноз, который Чехов скрывал от всех: туберкулез легких. В клинике его посетил Л.Н. Толстой. Из клиники он переехал в Мелихово, откуда отправился лечиться на юг Франции. За границей Чехов пробыл 9 месяцев. Рассказ был закончен 15 июня 1898 года. Опубликован в журнале «Русская мысль», 1898, июль.

Рассказ входит в так называемую «маленькую трилогию» – название, принятое в чеховедении. Писатель мечтал создать книгу рассказов на одну тему – нечто вроде романа из рассказов. Чехов дал ему заглавие – «Рассказы из жизни моих друзей».

«Маленькую трилогию» объединяет общая мысль – идея футлярной жизни в различных ее проявлениях. Первый рассказ «маленькой трилогии» – «Человек в футляре». Замысел этого рассказа – один из центральных в творчестве Чехова.

Прототипом Беликова был инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов.

Композиция, тематика и символика. В рассказе «Человек в футляре» (как и в двух других рассказах «маленькой трилогии» «Крыжовник» и «О любви») автор прибегает к так называемой «рамочной композиции», то есть рассказу в рассказе. О человеке в футляре повествует учитель гимназии Буркин. Он не только рисует образы персонажей, и прежде всего главного героя, но и дает всему происходящему свою оценку.

Человек в футляре любит носить калоши, зонтик, пальто на вате, темные очки, колпак и т.п. Все эти предметы имеют одно общее значение: «преграда», «ограничение», «запрет». Все они обобщаются словом «футляр». Назначение всех этих вещей – защищать Беликова от внешних влияний. Древние языки, которые он преподает, это те же калоши и зонтик, то же пальто на вате, тот же поднятый воротник, куда он прятался от действительной жизни.

Главной в рассказе является тема одиночества. Беликов одинок. Человек в футляре боится людей. Для него самое страшное – это люди. Люди страшнее одиночества. Он хотел избавиться от одиночества, женившись на Вареньке. Он пришел к ее брату, преодолевая свой страх, как к родственнику. Тот, не разобравшись, спустил его с лестницы, а Варенька, несмотря на его жалкий вид, смеялась над ним. Беликов понял, что эти люди так же страшны для него, как и все остальные, что нет никакого выхода из одиночества. Это окончательно добило его. Чехов показывает, что несвободная жизнь создает людей в футляре. Страшны люди, лишенные сострадания, которые даже радуются смерти одинокого человека. Общество обременяют люди пустые, малообразованные люди с их пустой жизнью.

Футляр в рассказе является символом страха. Это рассказ о маленьком человеке, который прячется от людей и жизни в своем футляре. Но ведь в жизни, от которой он прячется, ничего хорошего нет. Точка зрения автора отнюдь не совпадает со взглядом рассказчика учителя Буркина. Ее в сущности в большей степени выражает слушатель Буркина Иван Иванович, который обвиняет не Беликова, а прежде всего себя.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 670