Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Жанры древнерусской литературы: характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Древнерусская литература существовала около семи столетий, отсюда богатство и многообразие ее жанрового состава. Жанровый состав отечественной литературы ХI — ХVII вв. складывался в результате взаимодействия трех сфер духовной деятельности: устного народного творчества, церковно-книжной письменности и светской литературы. На первом этапе возникновения древнерусской литературы она заимствовала вместе с христианством и ту систему жанров церковной письменности, которая существовала в Византии. Впрочем, в современном литературоведческом понимании и в церковной письменности не было тогда каких-либо жанров, зато существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, церковной традицией, церковным уставом.

Церковно-книжная литература строилась на определенном иерархическом принципе. На верхней ступени в ней стояли книги «Священного писания» (книги Ветхого и Нового завета). Наиболее широкое распространение на Руси получили книги Нового завета и Псалтырь. Вероятно, были известны также некоторые книги Ветхого завета («Пятикнижие», книга Иисуса Навина, книги Судей и Царств, книги пророков, книга «Руфь»). Далее следовала церковная гимнография и слова, в которых толковалось содержание писания и смысл церковных праздников. Такие произведения обычно объединялись в сборники — «торжественники». Триоди цветные толковали праздники до Пасхи, а Триоди постные толковали праздники после Пасхи и Пасху. Ниже находились «жития» (агиография), «службы», апостольские послания, соборные уложения (постановления церковных соборов). Житийные произведения объединялись в сборники — Прологи (Синаксари), Минеи Четьи, Патерики. Церковные молитвы и песнопения входили в состав главным образом Служебных Миней, то есть книг, содержащих в себе церковные службы применительно к отдельным месяцам.

На грани перехода от жанров церковных к мирским стоят «хождения» («хожения») — описание путешествий, паломничеств к святым местам — в Палестину, на Афон, в Константинополь. Позднее хождением стали называть всякое описание путешествия, включающее описания природы, быта, социальной жизни.

Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывалась путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности и церковной литературы. Светские жанры были несколько менее стеснены внешними формальными и традиционными требованиями, не связывались с определенным употреблением в быту и поэтому были более свободны в своих внешних признаках.

В первые века существования древнерусской литературы преимущественной формой ее бытования было летописание, которое включало в себя различные жанры — историческое предание, легенды, воинские повести, жития, поучения. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимала повесть, посвященная различным выдающимся событиям, в ее жанровых разновидностях: воинская, историческая, легендарно-беллетристическая, сатирическая, бытовая. Жанры ораторского красноречия были представлены словами и поучениями. Развитие древнерусской литературы идет путем постепенного разрушения системы церковных жанров, их трансформации. Жанры мирской литературы развивались в сторону беллетризации, занимательности, психологизации. На смену историческим героям приходят вымышленные, усиливается интерес к бытовым описаниям. В ХVII в. все это приводит к коренным изменениям структуры жаров: возникает виршевая поэзия, придворная и школьная драма, а также сатирическая и бытовая повести, плутовская новелла.

Развитие русской литературы ХI — ХVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы жанров, их трансформации; жанры мирской литературы подвергаются беллетризации. В них все большее отражение находит интерес к внутреннему миру человека, дается психологическая мотивировка его поступков, появляются элементы занимательности, бытовые описания. На смену историческим героям древнерусской литературы приходят герои вымышленные. Во второй половине ХVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых, чисто беллетристических произведений.

В обстановке интенсивного жанрообразования некоторые произведения оказались единичны в жанровом отношении («Моление» Даниила Заточника), «Поучение» Владимира Мономаха — его автобиографическая часть), другие получили устойчивое продолжение (летописи, повести), третьи имели лишь отдельные попытки продолжить их в жанровом отношении («Слово о полку Игореве» и «Задонщина») .

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 81