Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

История изучения древнерусской литературы

  • Статья
  • Еще по теме

В современной науке существует несколько точек зрения на метод древнерусской литературы. Д.С. Лихачев, придерживавшийся широкого понимания художественного метода (как системы определенных принципов отражения действительности), говорил о многообразии художественных методов в древнерусской литературе и даже у отдельного автора. Другие ученые — И.П. Еремин, С.Н. Азбелев, А.Н. Робинсон, В.В. Кусков — придерживались понимания художественного метода как принципа образного отражения действительности ивыдвигали идею оедином художественном методе древнерусской литературы. Еремин называл его «предреалистическим», Азбелев — «синкретическим», Робинсон — «методом символического историзма», Кусков — методом, сочетающим фактографичность и идеальное преображение действительности. Каждый из ученых при этом, очевидно, имел в виду определенные специфические особенности древнерусской литературы.

От ХV— ХVII вв. сохранилось довольно много различных описей, оглавлений и каталогов библиотек (описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря; «Оглавление книг, кто их сложил» и др.), которые указывают, что уже в Древней Руси существовала потребность в систематизации сведений о книгах. Изучение произведений древнерусской литературы начинается в ХVIII в., вместе с ее собиранием, и связано с именами В.Н. Татищева («Российская история с древнейших времен»), Г.Ф. Миллера (издание «Степенной книги»), Авг. Шлецера («Нестор»). Во второй половине ХVIII в. Н.И. Новиков публикует памятники древнерусской литературы («Древняя российская вивлиофика»; «Опыт исторического словаря о российских писателях»).

После публикации в 1800 году «Слова о полку Игореве» возникает общественный интерес к древнерусской литературе. Н.М. Карамзин пишет свою «Историю государства Российского», опираясь на рукописные источники. Кружок гр. Н.П. Румянцева публикует научные материалы по древнерусской литературе («Памятники российской словесности ХII в.», «Древнероссийские стихотворения Кирши Данилова» и др.). П.М. Строев возглавляет археографические экспедиции на север России и предпринимает научное издание русских летописей. В 1830–40‑х гг. собранием и публикацией древних рукописей занимаются специальные комиссии и общества при Российской Академии наук, Московском и Петербургском университетах. Трудами обобщающего характера первой половины ХIХ в. следует считать «Опыт краткой истории русской литературы» Н.И. Греча, «Историю древней русской словесности» М.А. Максимовича, «Историю русской словесности, преимущественно древней» С.П. Шевырева.

Во второй половине ХIХ в. были созданы такие значительные труды, посвященные древнерусской литературе, как «Исторические очерки» Ф.И. Буслаева, «История русской литературы» А.Н. Пыпина, «Памятники отреченной русской литературы» Н.С. Тихонравова, «Разыскания в области русского духовного стиха» А.Н. Веселовского и др. Ф.И. Буслаев принадлежал к мифологической школе, с точки зрения которой литературные сюжеты, мотивы и темы восходят к глубокой древности, когда индоевропейские народы жили на их предполагаемой общей прародине, и отражают мифологические воззрения далеких предков. Культурно-историческая школа, возглавлявшаяся Н.С. Тихонравовым, стремилась толковать литературные произведения на основе исторических данных, связав исторический ход литературы с культурным развитием общества. А.Н. Пыпин интересовался прежде всего идейным аспектом литературы, подчеркивал ее связь с жизнью народа, исследуя публицистику, апокрифы, повести. Сравнительно-исторический метод А.Н. Веселовского позволил ученому сблизить русское, византийское и западноевропейское средневековье не только в отдельных сюжетах и мотивах, общность которых он установил, но и в самих принципах и закономерностях развития. В конце ХIХ и первой четверти ХХ в. представители формальной школы А.А. Шахматов и В.Н. Перетц создают каждый свою, но в чем-то общую школу текстологических исследований памятников древней литературы. Они стремились представить историю литературного памятника, учитывая идеи, вкусы и цели его авторов и редакторов.

В ХХ столетии продолжалась экспедиционная работа по сбору рукописей. Секторы древнерусской литературы существуют в Институте русской литературы, издающем с 1932 г. наиболее значительные исследования в «Трудах Отдела древнерусской литературы», и в Институте мировой литературы, выпускающем с 1961 г. «Исследования и материалы по древнерусской литературе». Ученые поднимали ряд проблем, связанных с древнерусской литературой: стилевое своеобразие («Русская литература» П.Н. Сакулина), художественная специфика («Древняя русская литература ХI — ХVII веков» А.С. Орлова; «Проблемы стиля древнерусской агиографии ХIV — ХV вв.» В.А. Грихина), проблема метода («Литература Древней Руси» И.П. Еремина, «О художественном методе древнерусской литературы» С.Н. Азбелева), поэтика древнерусской литературы («Поэтика древнерусской литературы» Д.С. Лихачева), взаимосвязь древней литературы с изобразительным искусством (Д.В. Айналов, Н.Н. Воронин), проблема сатиры ХVII в. («Русская демократическая сатира ХVII века» В.П. Адриановой-Перетц), история русского летописания («Русские летописи» Д.С. Лихачева; «Древняя Русь, сказания, былины, летописи» Б.А. Рыбакова) и др.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 57