Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Периодизация древнерусской литературы и основные тенденции ее развития

  • Статья
  • Еще по теме

Существует множество периодизаций истории древнерусской литературы. И.П. Щеблыкин, вслед за Н.В. Водовозовым, предлагал выделять в истории древней русской литературы три основных периода: литература Киевской Руси (ХI–XII вв.); литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (ХIII — начало ХVI в.); литература периода укрепления централизованного Русского государства во главе с Москвой (ХVI — ХVII вв.), обуславливая литературные периоды характером политического, экономического и культурного развития страны.

Существует деление древнерусской литературы на 4 периода. Так, Н.К. Гудзий рассматривал следующие этапы в развитии древнерусской словесности: 1) ХI — ХII вв. (литература Киевского периода); 2) ХIII — ХIV вв. (литература периода феодальной раздробленности); 3) конец ХIV — начало ХVI в. (литература периода образования русского централизованного государства); 4) ХVI — ХVII вв. (литература периода укрепления русского централизованного государства) .

В.В. Кусков выделил пять этапов вразвитии отечественной литературы ХI— ХVII вв.:1) ХI— первая половина ХII в. (литература Киевской Руси); 2) вторая половина ХII в. — первая половина ХIII в. (литература периода феодальной раздробленности); 3) вторая половина ХIII — ХV в. (литература формирования централизованного государства); 4) конец ХV — ХVI вв. (литература централизованного государства); 5) литература ХVII века (литература формирующейся русской нации) .

Д.С. Лихачев говорил о следующих периодах: 1) литература Киевской Руси — ХI — первая треть ХIII в., где господствует эпический стиль и стиль монументального историзма; 2) период монголо-татарского нашествия — середина ХIII — середина ХIV в., когда литература «сжимается до одной темы» и черты монументально-исторического стиля «приобретают трагический оттенок и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства»; стиль становится менее возвышенным, в какой-то степени упрощается, «приземляется»; 3) конец ХIV — первая половина ХV в. — век Предвозрождения, период экспрессивно-эмоционального стиля, возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии; 4) вторая половина ХV — первая половина ХVI в. — элементы Возрождения в русской литературе, распространение переводной светской повествовательной литературы, появление русской беллетристики, развитие публицистики; 5) вторая половина ХVI — пора «второго монументализма» и идеализирующего биографизма, господство официальной литературы традиционных форм; 6) ХVII в. — время перехода к литературе нового времени, развития индивидуального начала в творчестве, появления барочных силлабической поэзии и регулярного театра.

Как видим, предложенные периодизации основаны на историко-литературном или культурологическом принципах. Лишь в основе периодизации Д.С. Лихачева — принцип стилевой. Разница в выделяемых этапах в периодизациях связана со стремлением наиболее точно соотнести литературные процессы с исторической эпохой, включить в рамки того или иного периода ряд текстов со спорной датировкой.

В.В. Кусков, на наш взгляд, предлагает оптимальную периодизацию русской литературы ХI — ХVII вв.: с одной стороны, она достаточно дробная, а потому наглядная, с другой — цельная, не перегружена дополнительными критериями, как у Д.С. Лихачева. Кроме того, она вполне соответствует предлагаемому в учебном пособии жанровому принципу изложения литературного материала.

Взяв за основу именно эту периодизацию, рассмотрим основные литературные тенденции в русской словесности ХI — ХVII вв.

1) ХI — первая половина ХII в. Этот период определяется официальным принятием христианства в 988 г., началом формирования русской государственности, интенсивным развитием письменности, возникновением системы образования. Литература этого времени характеризуется активным усвоением византийской культуры, ориентацией на книги религиозно-нравственного содержания (переводятся философско-дидактические сборники, патерики, апокрифы, исторические хроники). Оформляется система жанров древнерусской литературы. В это время созданы оригинальные произведения в различных жанрах: слова (слова Феодосия Печерского и митрополита Иллариона), хождения («Хождение» игумена Даниила), жития («Сказание о Борисе и Глебе»), летописи («Повесть временных лет»), повести («Повесть об ослеплении Василька Теребовльского») .

2) Вторая половина ХII в.  — первая половина ХIII в.  — период феодальной раздробленности Руси, возникновения относительно обособленных в культурном отношении центров — Киев, Владимиро-Суздальская земля, Смоленское, Рязанское княжества. Литература приобретает областнический характер, создаются местные литературные школы, в которых развивается местное летописание, агиография, путешествия, исторические повести, жанры ораторского красноречия. Литературными вершинами данного периода можно считать «Слово о полку Игореве», слова Кирилла Туровского, «Слово о погибели русской земли», «Моление» Даниила Заточника и др.

3) Вторая половина ХIII — ХV в. Литературные центры: Москва, Новгород, Тверь, Псков. Основные литературные тенденции: 1) проникновение художественного вымысла и публицистичности в историческое повествование («Повесть о Вавилон-граде»); 2) возникновение стиля «плетения словес» в житийных произведениях (жития Епифания Премудрого); 3) усиление демократических тенденций в летописании (новгородские летописи); 4) возрастание интереса к внутреннему миру человека.

4) Конец ХV — ХVI вв.  — литература централизованного государства. Русский народ сплачивается вокруг единого центра — Москвы; областные литературы сливаются в единую общерусскую. Борьба за укрепление единой власти великого князя, а затем государя Руси обусловил расцвет публицистики. Публицистика рождает более свободные литературные формы, связанные с деловой письменностью и бытом. Сосуществуют две прямо противоположные литературные тенденции: 1) соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада («Великие Минеи Четьи» Макария, «Домострой»); 2) нарушение традиционных канонов в публицистике, агиографии, историческом повествовании («Повесть о Петре и Февронии», переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным).

5) Литература ХVII века: а) первой половины ХVII века; б) второй половины ХVII века. Первый подпериод связан с событиями Крестьянской войны и польско-шведской интервенции, с усилением роли торгово-ремесленного населения. Второй подпериод — с церковной реформой и воссоединением России с Украиной. Основные литературные тенденции: 1) появление демократического читателя, расширение тематики; 2) постепенное освобождение литературы от религиозных канонов; 3) проникновение в русскую литературу элементов западной; 4) изменение жанровой системы: а) житие становится бытовым жизнеописанием, а затем автобиографией («Житие протопопа Аввакума»); б) историческая повесть утрачивает связи с конкретными фактами («О зачале Московского государства»); в) путем проникновения элемента пародии в традиционные жанры церковной и деловой письменности возникает сатирическая повесть («Калязинская челобитная», «Повесть о Ерше-Ершовиче»); г) через проникновение в литературное произведение фольклорных жанров и авантюрности западноевропейских новелл появляется бытовая повесть («Повесть о Фроле Скобееве»). В конце ХVII века в русской литературе возникают искусственный нормативный стиль, церемониальная эстетика, элементы украинско-польского барокко. Развиваются силлабическая книжная поэзия, придворная и школьная драматургия, плутовская новелла.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 78